3 Июля 2017

«Старый дом» раздал «домовых»

Новосибирский театр «Старый дом» объявляет о закрытии 83-го театрального сезона: 30 июня был сыгран последний спектакль, после которого состоялась церемония вручения премии «Театральный домовой» и актерский капустник.

«Старый дом» раздал «домовых»

Учрежденная в 2012 году Премия «Театральный домовой» — это внутритеатральное событие, целью которого является поощрение лучших творческих работ в премьерных спектаклях уходящего сезона, а также поощрение профессиональных достижений сотрудников театра «Старый дом».

Номинантами на соискание «Театрального домового» по итогам сезона 2016-2017 годов выступают все без исключения артисты театра «Старый дом», исполнившие главные, второстепенные и эпизодические роли в спектаклях.

— «Вишневый сад» по мотивам пьесы А. П. Чехова (режиссер Андрей Прикотенко)
— «Двойная игра» Р. Рассел, Б. Стюарт (режиссер Константин Колесник)
— «Я здесь» Л. Рубинштейн (режиссер Максим Диденко)
— «Тетки» А. Коровкин (режиссер Тимур Насиров)
— «Перед заходом солнца» Г. Гауптман (режиссер Антон Маликов)

Решение о присуждении спецпремий и премий в основных номинациях («лучшая мужская роль», «лучшая мужская роль второго плана», «лучшая женская роль», «лучшая женская роль второго плана», «лучший спектакль сезона») выносит художественный совет театра. Имена лауреатов объявляются со сцены по завершению последнего спектакля в сезоне.
Лауреатами премии в этом году стали:

В номинации «Лучшая мужская роль» награждается Анатолий Григорьев за роль Лопахина в спектакле «Вишневый сад»
В номинации «Лучшая мужская роль» награждается заслуженный артист РФ Владимир Лемешонок за роль Маттиаса Клаузена в спектакле «Перед заходом солнца»
В номинации «Лучшая женская роль» награждается Лариса Чернобаева за роль Раневской в спектакле «Вишневый сад»
В номинации «Лучшая женская роль второго плана» награждается Софья Васильева за роль Инкен в спектакле «Перед заходом солнца»
В номинации «Лучшая мужская роль второго плана» награждается Тимофей Мамлин за роли Пастора («Перед заходом солнца») и Пети Трофимов («Вишневый сад»)
В номинации «Лучший дуэт» награждаются народная артистка РФ Халида Иванова и Ольга Кандазис за роли Розалии и Генриетты в спектакле «Тетки»
В номинации «Лучший эпизод» награждается Эльвира Главатских в спектакле «Перед заходом солнца» (роль Винтер)
В номинации «Лучший дебют» награждается Ян Латышев за роль Яши в спектакле «Вишневый сад»
В номинации «Яркий эстетический эксперимент» награждается спектакль «Я здесь» режиссера Максима Диденко
В номинации «За расширение границ прочтения классики» награждается спектакль «Вишневый сад» режиссера Андрея Прикотенко

И уже ставшая традиционной номинация «Лучший зритель сезона». В этом году награждаются Иван Зольников и Юлия Толкачева



О главных событиях прошедшего сезона 2016-2017

Всего в 2016-2017 репертуарном году на суд зрителей было представлено пять премьер. «Мы спланировали сезон, учитывая разные виды целевой аудитории и репертуарные потребности нашего театра. Разные эстетики, разные жанры, разный материал- нашему зрителю есть что смотреть и из чего выбирать», – рассказывает директор НГДТ «Старый дом» Антонида Гореявчева.

27 октября состоялся первый показ комедии «Вишневый сад» по мотивам одноименной пьесе Антона Павловича Чехова. Режиссером спектакля выступил Андрей Прикотенко(Санкт-Петербург), художником-постановщиком Ольга Шаишмелашвили. В репертуаре «Старого дома» пьеса не шла восемнадцать лет.

Для режиссера, чья творческая биография началась когда-то с дипломного спектакля на сцене нашего театра, постановка стала первым опытом прочтения знаменитого чеховского текста. Выбор названия Андрей Михайлович объяснил точным попаданием артистов в чеховские образы («Мне показалось, что «Вишневый сад» удивительным образом раскладывается на всю труппу. Благодаря артистам я забыл, что надо мной висит «Вишневый сад» и множество спектаклей, поставленных по этой пьесе»), а трактовку – символикой потерянного рая, который есть в сердце каждого человека.

«У нас давно не было священной классики в афише – теперь у нас появился любопытный и игровой Чехов, с остроумно придуманными героями, фокусами, самой концепцией, в центре которой такой неуместный, брутальный, но трогательный Лопахин», – рассказывает Антонида Гореявчева.

17 ноября на сцене «Старого дома» состоялась премьера детектива «Двойная игра». Пьесу Ребекки Рассел и Брайена Стюарта, действие которой разворачивается в Америке во времена блистательных кинодив, интерпретировал режиссер Константин Колесник. «Сюжет, связанный с голливудскими звездами, для американского общества тема очень больная и всегда вызывающая любопытство. У нас это тоже становится актуальным – мы ведь любим заглядывать в замочную скважину или интересоваться личной жизнью звезд. «Двойная игра» вскрывает ту историю, где каждый персонаж, несмотря на прекрасные и обаятельные характеры, обнаруживает свой меркантильный интерес, свой скелет в шкафу», – поясняет постановщик.

22 декабря 2016 на сцену «Старого дома» вернулась поэзия Льва Рубинштейна. Режиссер Максим Диденко, художник Павел Семченко, композитор Александр Карпов и видеохудожник Олег Михайлов представили спектакль «Я ЗДЕСЬ», выросший из одного из главных событий прошлого сезона – перформанса «Программа совместных переживаний». Точкой отсчета послужили тексты лидера московского поэтического авангарда, давшие творческой команде спектакля повод оглянуться назад и поговорить о том, что кажется важным именно сегодня. Одной из главных идей постановки стала идея «совместных переживаний», свойственная людям Советского союза: вместе строили новую страну, вместе жили в коммуналках, вместе пели и танцевали, вместе сидели в сталинских лагерях. В режиме реального времени создатели спектакля снимают на сцене трехмерное кино. Крупные лица, планы, выразительные тела и лица – словно сны о нашей общей исторической памяти, ожившие картины, откликающиеся в настоящем неожиданными подробностями. «Я исследую те корни повиновения и те системы подавления, которые в принципе существуют в природе любой государственной машины и цивилизационного механизма, которые регулируют голую природу человека. Эти механизмы я анализирую в контексте нашей исторической памяти, самых драматических и острых моментов советского прошлого. Не с точки зрения хорошо/плохо, а с точки зрения инженерной конструкции, на которой стоит цивилизация».

2 марта 2017 года репертуар театра «Старый дом» пополнился спектаклем «Тетки». Комедийный фарс драматурга Александра Коровкина поставил режиссер Тимур Насиров, хорошо известный новосибирским зрителям по работам на сцене «Старого дома», «Глобуса» и «Красного факела». Комедия положений рассчитана на широкую аудиторию. Юмор, множество нелепых ситуаций и забавных образов и детективная интрига позволят зрителям, пришедшим в театр, отдохнуть от повседневных забот.

16 июня 2017 года на сцене «Старого дома» была представлена последняя премьера сезона. Московский режиссер Антон Маликов реинтерпретировал пьесу Герхарта Гауптмана «Перед заходом солнца». Для воплощения замысла, важную роль в котором сыграла концепция постпамяти/postmemory профессора Колумбийского университета Марианны Хирш, драматург проекта Мих Пабиан использовал ранние редакции пьесы, дневниковые записи Гауптмана и черновики, а переводчики Александр Филиппов-Чехов и Ольга Чехова осуществили новый перевод нигде и никогда прежде не звучавшего текста на русский язык.

«Все думают, что пьеса была написана в 1932 году, и это убеждение способствовало определенному прочтению текста: Германия, Гитлер, – рассказывает режиссер спектакля «Перед заходом солнца» Антон Маликов. – Одного из молодых персонажей, Кламрота, идентифицировали с новой властью, а Маттиаса – с властью уходящей. Это давало политический окрас пьесе, а он меня не особо интересует. Меня больше интересует то, как деформируются люди, что их деформирует, какими глазами они смотрят на мир, видят ли они его вообще?»

Весной 2017 года, впервые за всю историю существования коллектива, театр «Старый дом» стал обладателем Национальной театральной премии «Золотая маска», одержав победу сразу в двух номинациях. По итогам работы двух экспертных советов – музыкального и драматического – фантастическая опера «Снегурочка» (режиссер Галина Пьянова, композитор Александр Маноцков) была отмечена «Золотыми масками» в номинациях «Эксперимент» и «Работа художника по костюмам в музыкальном театре» (Елена Турчанинова).

Помимо главной театральной премии страны в сезоне 2016-2017 гг. театр «Старый дом» получил награду жюри новосибирской премии-фестиваля «Парадиз» (лауреатами конкурса был признан дуэт Анатолия Григорьева и Тимофея Мамлина в спектакле «Сиротливый запад», особой наградой был отмечен яркий, теперь уже позапрошлый сезон) и стал абсолютным победителем Второго Международного фестиваля Мартина МакДонаха в Перми.

Важным событием 83-го театрального сезона стала работа творческой мастерской «Актуальный театр», для участия в которой были приглашены три известных российских режиссера – Юлия Ауг, Талгат Баталов и Дмитрий Акриш. За одну неделю дневных и ночных репетиций режиссеры в сотрудничестве с актерами «Старого дома» создали три эскизных спектакля на материале современной российской прозы. Кураторами мастерской выступили театральный критик, помощник художественного руководителя МХТ, преподаватель ГИТИСа, кандидат искусствоведения Павел Руднев и театровед, преподаватель НГТИ Оксана Ефременко.

Зрители увидели сценическую версию рассказов «Паразит» и «Злачные пажити» Анны Старобинец, первой части романа «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной и собранных под одной обложкой Еленой Рачевой и Анной Артемьевой интервью бывших узников и сотрудников ГУЛАГа – «58-я. Неизъятое». У каждого эскиза оказалось немало поклонников, не только готовых вести дискуссию на тему представленных в рамках мастерской произведений, но и желающих видеть полномасштабное воплощение режиссерских замыслов. В итоге дирекцией «Старого дома» было принято решение пригласить в следующем театральном сезоне на постановку Талгата Баталова: предполагается, что московский режиссер доформулирует свое прочтение бестселлера Гузели Яхиной. Переговоры о новой работе ведутся и с режиссером Дмитрием Акришем (материал и сроки пока не определены).

Ближайшие планы театра (лето-осень)

Эскиз Юлии Ауг уже 29 июля будет выпущен как полноценная премьера на фестивале «Точка доступа» в Санкт-Петербурге, после чего займет свое место в репертуаре «Старого дома».

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» – петербургский фестиваль театрального и нетеатрального искусства, события которого проходят в нетрадиционных для них местах. Спектакли играются в жилых квартирах, на железнодорожных вокзалах, парках, гаражах, музеях, старинных особняках. Совместный проект «Точки доступа» и театра «Старый дом» - спектакль «Злачные пажити» – будет представлен в открытой киностудии «Лендок» на Крюковом канале. «Именно тут, в манеже сенатора Половцова, в предреволюционном 1915 году «Интимный театр» Бориса Неволина играл «Чудо святого Антония» Метерлинка.

«Злачные пажити» также представляет собой опыт современного миракля -спектакля о чуде, – сообщает пресс-служба фестиваля. – Может ли наука превратить человека в ангела? Как выясняется, да, но не избежать неожиданных последствий. Можно ли сохранить вечную молодость? Обращайтесь в Humana-Plus – если вам есть, чем заплатить, для вас всегда найдется подходящее молодое тело, и даже не одно. Тут все покупается и продается, люди оказываются не теми, за кого себя выдают, а корыстный расчет прячется за изобретательной ложью и ханжеской демагогией. Но остается утопическая надежда на бессмертие человечности – пусть даже бесплотной и превратившейся в строчку полузабытого псалма».

10 сентября артисты «Старого дома» отправятся в Екатеринбург, где представят новосибирский «Вишневый сад» в рамках XIV Всероссийского фестиваля «Реальный театр». Открытие 84-го театрального сезона запланировано на 15 сентября 2017 г.

Старт новому репертуарному году задаст финальная премьера нынешнего сезона – спектакль «Перед заходом солнца» в постановке Антона Маликова. В конце октября состоится первый показ спектакля «Господа Головлевы», к репетициям которого уже знакомый новосибирской публике режиссер Сергей Федотов приступил буквально на днях.

По материалам, предоставленным пресс-службой театра «Старый дом»

Комментарии

Другие новости