«Высотка»: рецепт от одиночества
Если вы боитесь одиночества – добро пожаловать в «Высотку»! Тут вечный праздник, алкоголь, секс и беготня по социальной лестнице. И все это не для слабонервных.

В далеком 1975 году один британский фантаст Дж. Г. Баллард написал историю о жителях элитной сорокоэтажки: нечто среднее между «Повелителем мух» Голдинга и «Путешествиями Гулливера» Свифта – вот что такое этот роман. И, возможно, «Высотка» – это лучшая метафора для так называемого современного цивилизованного капиталистического общества.
Архитектор Энтони Роял планировал создать здание как часть идеального архитектурного ансамбля. В итоге остался один на своем сороковом этаже – как только в здании пропало энергоснабжение. А его вертикальный зверинец начал пожирать сам себя.
Жители сорокоэтажки в исполнении режиссера Бена Уитли – сплошь сливки общества. Научные деятели, телевизионщики, врачи, кинозвезды, финансисты. Правда и среди сливок бывает расслоение. И самые жидкие сливки обитают на нижних этажах, куда сваливается весь мусор с верхних. А самые густые сливки живут в режиме бесконечных праздников – после которых остаются горы мусора. В том числе человеческого мусора.
Проблема в том, что смысл жизни в этом здании таков, что жителям нижних этажей край нужно на верхние. «Если бы нам удалось подняться хотя бы на пару этажей вверх, – мечтает одна из жительниц «низов», – Там и света побольше». В режиме отключения электроснабжения эта установка становится самой актуальной. И люди изо всех сил начинают карабкаться вверх по социальной лестнице, попутно затаптывая и пожирая все, что попадается под ноги.
Элите же нет дела до забот «нижних». Ее беспокоит только то, чтобы вино и дорогая жратва на праздник поставлялась вовремя. И было кому давать автографы.
Главный герой фильма, преподаватель-медик Лэнг (Том Хиддлстон) однажды попав на праздник элиты, был тут же выброшен с него: ведь он лишний на этом празднике жизни. В этом мире жители разных этажей почти не соприкасаются между собой. И если ты вдруг оказался приглашен на этаж повыше – знай, это не потому что ты такой хороший. А потому что богачи опять решили провести какой-то социальный эксперимент, чтобы разнообразить свои бесконечные выходные.
Карикатурно поданные семидесятые – с их винтажными автомобилями, темными очками, яркими нарядами и полной свободой выбора наркоты, – идеально подходят для того, чтобы воссоздать образ Высотки. Ведь Высотка это даже не здание. Это персонаж, единая система, каждый из обитателей которой является ее строительными материалом.
Каждый житель Высотки и есть Высотка. Высотка – это безумный кинодокументалист, одержимый желанием убить Архитектора. Высотка – это аутичный врач, так глубоко забравшийся в мозг своего пациента, что сам стал этим самым пациентом. Высотка – это шлюха с двадцать шестого этажа, которая выбирает себе партнеров только с этажей повыше. Высотка – это мать, которая забыла среди женских романов, сколько у нее детей и зачем ей рожать еще.
Почему они не выйдут из здания? Не разомкнут круг кровавого месива? Да просто потому, что они давно перестали быть личностями, а превратились в болтики этой системы, заточенной под движение снизу вверх. И только снизу вверх.
Для этого в высотке тренажеры и спорзал. Для этого бассейн и правильное питание. Для этого нужно учить языки и быть всесторонне образованным, - только лишь для того, чтобы однажды тебе открылась дверь хотя бы на этаж выше. А шоры на глазах у лошади, которую съедят в самом финале, как раз для того, чтобы она не отступала от намеченной цели движения. Потому что мир вокруг становится все кошмарней.
Впрочем, каждый герой сам себе выписывает рецепт от одиночества и неприятия действительности. Кто-то растворяется в семье, нарожав себе столько детей, сколько требуется. Кто-то – пытается забраться обратно в материнскую утробу: выкопать себе норку поглубже, забаррикадироваться от кошмара за стеной и не выходить из норки больше уже никогда. Кто-то участвует в бесконечных оргиях. Кто-то – устраивает локальные революции, используя для них детей как пушечное мясо. И все они тонут в тоннах и тоннах мусора. И вымазаны с ног до головы.
Детей ведь обмануть легко: достаточно объяснить им, что война – это тоже праздник.
«Это был большой детский праздник, - говорит голос за кадром. – И он вышел из-под контроля».
«Высотка» – тяжелая, как похмелье, социальная сатира, в которой много от «Американского психопата» и «Заводного апельсина». С детьми смотреть однозначно нельзя. Да и вряд ли его можно порекомендовать в качестве общеукрепляющего средства под подпокорн и пиво в субботний вечер. Но если у вас есть желание разобраться в самом себе и мотивах своих поступков – очень рекомендую пойти в кино. Даром, что в кинозале вы, скорее всего, действительно останетесь наедине с самим собой – в прямом смысле этого слова.
Антон Престолов
На фото:кадр из фильма «Высотка»
Комментарии
-
Розалина
-