5 Января 2018

«Величайший шоумен»: какой у вас номер?

О людях – лишних и главных, о любви – настоящей и не очень, о том, каким мог бы быть шоу-бизнес, если бы не был тем, чем он является на самом деле – новый мюзикл с Хью Джекманом в главной роли. Мюзикл, который уже успели обругать американские критики, даже не выходя за границы экрана.

«Величайший шоумен»: какой у вас номер?

Положение человека в обществе ограничено лишь его фантазией: примерно с этим посылом существует история американского создателя шоу-бизнеса, Финеаса Тейлора Барнума. Разумеется, с течением времени границы личности стираются – каким был этот, неоднозначный (судя по сохранившимся обрывкам биографии человек, в прямом смысле писавший сам свою историю) мы, возможно, никогда уже не узнаем. Но после смерти человека остается главное – его мечта, некая идея жизни, ее квинтэссенция, завязанная на образе – который передается через поколения.

Филологи называют эти истории сказками. Но сказки выполняют важную общественную функцию – они задают направление движения недавно родившемуся человеку, аккумулируя опыт веков.

Вот такую сказку и оформил режиссер Майкл Грэйси – до этого фильма занимавшийся всего лишь производством клипов. А так как сказка получилась еще и музыкальной, над фильмом поработала целая обойма композиторов. В итоге каждая песня – маленький шедевр, как и должно быть в приличном мюзикле. И новогодняя неделя – самое время для премьеры. Потому что история получилась не просто бодрой, радующей глаз и слух, но еще и очень вдохновляющей. А вдохновение – это именно то, что нам нужно в начале нового года и посреди тридцатиградусных морозов. Может, поэтому в России кино встречают лучше, чем на родине.

«Какой у вас номер?» – спрашивает героиня Зендаи у героя Зака Эфрона. И получив отрицательный ответ, комментирует: «У каждого есть свой номер». Вот, собственно, об этом и фильм. О том, что у любого человека в этой жизни есть свой, личный номер – потому что жизнь – это просто большое (главным образом, цирковое) представление. И все роли расписаны заранее. Главное, найти ту, свою роль. И вот в этом вопросе нам поможет… продюсер. Это такой человек, который в любом человеке может разглядеть будущую звезду.

По сути, Барнум (Хью Джекман) – это первый продюсер. И продюсер может поставить все на кон и перевернуть мир в своих интересах. А может помочь людям увидеть среди прочего – настоящее. И вот тут возникает главный вопрос: действительно ли продюсеры работают только для денег, самоутверждения и пестования детских комплексов? Или же все все-таки не совсем так приземленно?

Вероятно, вот в этом самом месте критики и разделились. Одни из них размахивают флагом «все зло от продюсеров» и обвиняют мюзикл в излишней слащавости, сказочности, называют «проходным» и сетуют на то, что фильм мог получиться куда острее по своему социальному посылу. Другие – восхищаются простым, предсказуемым, но ярким и профессионально сделанным шоу. Где середина? Каждый зритель волен выбрать сам.

На самом деле, одним из главных персонажей всей этой истории, – наряду с разнообразными цирковыми «уродцами», банкирами и представителями высшего общества и является …критик. Который – единственный из прочих зрителей, – будет внимательно наблюдать за тем, что происходит на арене. Записывать. И единственный, который уже на пепелище мечты предложить выпить за ее возрождение. Конечно, если останется до конца представления.



Светлана Фролова
На фото: кадр из фильма «Величайший шоумен»

Комментарии