19 Сентября 2016

В «Старом доме» появилась Раневская

Режиссер из Санкт-Петербурга Андрей Прикотенко ставит в театре, где 18 лет назад состоялся его дипломный спектакль, пьесу Чехова «Вишневый сад». Премьера 27 октября.

В «Старом доме» появилась Раневская

На сцене пинают алюминиевую посуду, обливаются из ведер, теснятся на крохотном диванчике, явно не предназначенном для столь обширной компании. Помогают Шарлотте изображать девочку на шаре, а реплику «шампанское ненастоящее» обыгрывают налитой в огромную зеленую бутылку водкой.

Режиссер из Санкт-Петербурга Андрей Прикотенко ставит в новосибирском театре «Старый дом» пьесу Чехова «Вишневый сад».

Сколько можно! — сердится скептик. Дайте уже пьесе отдохнуть. Мы ее наизусть знаем. Что нового собираетесь нам открыть? Особенно после Някрошюса и Додина. Самоуверенный и неблагоразумный шаг.

Получив приглашение на постановку пьесы по своему выбору, Андрей Прикотенко решил осуществить этот выбор после знакомства с труппой. Знакомиться со сценой ему не требовалось.



В 1998 году он, студент Санкт-Петербургской Театральной Академии (курс Вениамина Фильштинского), поставил в этом театре свой дипломный спектакль «Санька, Саня Александр» с Анатолием Узденским и Еленой Ждановой.

Ни тот, ни другой здесь давно уже не работают, а работают здесь новые молодые лица, специально созданные для Чехова. Увидев Ларису Чернобаеву, режиссер сразу подумал о Раневской. Нет, не о Фаине Раневской, а о изнеженной барыне Любови Андреевне, которая купается в мужской любви, мимоходом отдавая свой сад на погибель. Увидев Анатолия Григорьева, понял, что это готовый Лопахин. Ну а Гаева при таком раскладе должен сыграть Константин Телегин из «Красного факела».

— Лариса красива. Это и есть Раневская: сочетание богатой природной красоты и сильной нервности. Не зря же персонажи пьесы периодически повторяют, что испытывают к Раневской сильные чувства. Затем, у нее богатые возможности сыграть понятно сверхсложные обстоятельства, которые предложил драматург, — считает Андрей Прикотенко.

Это будет его первая постановка Чехова. Ставил Софокла, Шекспира, Пушкина, Гольдони, Мак-Донаха, и всегда открывал в материале неожиданные смыслы. В этом новосибирцы могли убедиться на комедии «Тартюф», которую Андрей Прикотенко, перевернув с ног на голову, поставил в 2005 году в театре «Красный факел». Чехову, разочаровавшемуся в людях, это бы понравилось.

Сам автор писал: «У меня «Вишневый сад» – комедия, даже фарс!», а ставили ее нередко как слезоточивую драму. Так, в стародомовском «Вишневом саде» Изяслава Борисова (1998 г.) персонажи не просыхали от слез, коих наплакали целое озеро. Они так неистово жалели сами себя, что зритель уже и не утруждал себя этим чувством. Кстати, премьеры того «Сада» и самого первого спектакля Андрея Прикотенко вышли в «Старом доме» одна за другой, и оба режиссера видели работы друг друга. Это были абсолютно не похожие стили. Любимый жанр Андрея Прикотенко — именно фарс, часто безжалостный и беспощадный.

Он говорит, что не планирует переизбытка трагических интонаций. И что намеревается разгрести захламленный чердак пьесы. Возможно, получится история о потерянном рае, будь то детство, отчий дом, счастливое прошлое, некий придуманный мир. Никто из персонажей не заплачет, потому что будет до последнего верить, что жизнь наладится. И тогда зритель их пожалеет. Ведь зритель-то всегда знает, что будет еще хуже.

Яна Колесинская

Фото: Яна Колесинская

Комментарии