13 Апреля 2016

Тектоника чувств: любовь втроем

Любви противопоказаны эгоизм и гордыня, иначе произойдет тектонический взрыв.

Тектоника чувств: любовь втроем

Человек сам себя делает одиноким, чтобы вволю пострадать от этого. Одиночество – изначально запрограммированное состояние, вызванное потребностью в любви и неумением с этим справиться. Об этом – премьера спектакля «Тектоника чувств» театра «Красный факел» по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта в постановке молодого режиссера Сергея Чехова.

Он уже ставил в театре Афанасьева пронзительную историю о несложившейся любви по пьесе своего однофамильца. Дальше предстояло разобраться с искусственной конструкцией модного западного драматурга, исследующего душевные изломы мужчины и женщины. Их чувства тоже искусственны, потому что персонажи конструируют свои отношения по умозрительной схеме, пренебрегая голосом души – и своей, и того, кого любишь.



Диана и Ришар: Екатерина Жирова и Илья Музыко. Она – девушка с небесными глазами и твердой поступью. Сильная, независимая, волевая. Трудно представить, что она может быть слабой, беззащитной, доверчивой, но таковой и становится, отдавшись во власть любимому. Он – завоеватель, черпающий энергию в покорении вершин. Упрямый, дерзкий, азартный. Когда преграды преодолены, наступают спокойствие и скука. Лучшее средство от неразделенной любви – любовь взаимная.

Диана, тая от нежности, укладывает свою светлокудрую головку на подушку рядом со спящим Ришаром. И делает вид, что ничего не произошло, едва он пошевелился. Она не допустит, чтобы он любил ее меньше, чем она его. Как измерить, кто больше, а кто меньше? И разве нужно это измерять? Но эгоизм рождает сомнения, тревоги, беспокойства, страхи, все то, без чего не обходится рефлексирующая личность. Уязвленное самолюбие и гордыня становятся важнее человека, который рядом, а брошенная любовница – опаснее, чем враг. Диана, успешная карьеристка, может позволить себе гораздо больше, чем искренность,– наказать обидчика за оскорбление, которого не было.



Что людям нужно для счастья? Хорошо организованное несчастье. Диана выстаивает столь хитроумный план мести якобы охладевшему Ришару, что сам граф Монте-Кристо позавидовал бы. Эта игра требует свеч! Игра сложна и опасна, но она того стоит.

Пусть уличная проститутка вскружит Ришару голову, пусть Ришар сходит с ума от любви, пусть женится, а потом узнает правду, которую размножат газеты. Диана несгибаема, как и полагается профессиональному политику, она прекрасно умеет держать и осанку, и мину лица. Диана знает, чего хочет и как этого добиться, но жизнь тоньше и сложнее схемы. Жизнь припасет непредсказуемый сценарий, и победительница упадет, как подкошенная, издаст вопль, как раненая львица.

Диана конструировала подставу, чтобы Ришар испытал боль, такую же, как она. А в результате сделала своего мужчину счастливым. Совсем с другой женщиной.

Анка – редкая красавица. Клавдия Качусова превращает свою героиню из сломленной заплаканной жертвы в изящную интеллектуалку. Она любит до самоотречения, отказываясь от собственных интересов ради любимого. Потребность в настоящей любви выливается в стремление ее дать. И даже ее подруга-проститутка начинает светиться отраженным светом. Родика у Виктории Левченко – виртуоз притворства, насквозь прожженная шлюха, которой ничего не остается, как извлекать маленькие радости из своего сомнительного положения. И вдруг через броню ее разочарований, обид и потерь пробивается очень человеческое, очень женское, очень трогательное чего она сама в себе не могла даже заподозрить.
  


А Диана, такая легкая, такая стройная в белом брючном костюме, наденет траур. Умерла мама, которая вечно говорила невпопад, с умным видом давала дурацкие советы кокетничала с Ришаром и восприняла его уход как последнюю потерю в своей жизни. Галина Алехина играет женщину-дитя, женщину-цветок, как и предписывал автор, и добавляет абсурда в и без того абсурдные взаимоотношения людей, совершающих непоправимые ошибки.

Глядя на чужой конфликт, думаешь, как же было бы проще, поступи они совсем по-другому. Рассказчик Антона Войналовича – персонаж, которого в пьесе нет, – придуман для того, чтобы помогать, поддерживать, объяснять, предостерегать… Или показать, как люди выглядят со стороны. Как нелепы иной раз их поступки, как фальшивы слова. Но и он не может уберечь от раскола души. Оказывается, Диана и Ришар все еще любят друг друга. Но теперь это любовь втроем – любовь в одиночестве.

Яна Колесинская

Фото: Фрол Подлесный, предоставлено пресс-службой театра «Красный факел» 

Комментарии

  • Интригующий спектакль, крутые повороты интриги, прекрасные актеры. Екатерина Жирова - супер!!!!!
  • Я вот думаю - могла бы случиться у русской пары такая история? Не уверена. Потому что в обиходе у нас - откровенности (порой излишние) и бурное выражение неудовлетворенности от совместного бытия. А измерение взаимности чувств с миллиметровой линейкой, просчет каждого слова и шага... не знаю.