26 Апреля 2016

«Старый дом» покажет «Снегурочку» в формате 18+

28 апреля 2016 года  на сцене НГДТ «Старый дом» состоится премьера спектакля «Снегурочка. Лаборатория» по мотивам одноименной пьесы Александра Островского.

«Старый дом» покажет «Снегурочку» в формате 18+

Сказка о неведомом царстве берендеев, где наряду с настоящими людьми действуют мифологические существа, войдет в афишу под жанровым заголовком «фантастическая опера» и порадует театралов встречей с уникальной постановочной командой. Владеющий методом театральной импровизации режиссер Галина Пьянова предлагает попытку прочтения пьесы в «современной концентрации». Композитор Александр Маноцков специально для спектакля создал оригинальную партитуру, соединяющую ряд самостоятельных хоров-действ в общем разноголосом событии. Художник Антон Болкунов сочинил уникальное фантасмагорическое пространство, а хореограф Олег Жуковский отвечает за пластическое решение, благодаря которому сквозь фантасмагорию проступят живые человеческие характеры.

В «Снегурочке» занято все младшее поколение труппы «Старого дома». Перед артистами поставлена интересная, но непростая зада задача: им предстоит воплотить пятнадцать персонажей, тринадцать из которых лишены слов, исполнить роль хора, точнее оркестра, и вывести свою солирующую историю.


Проект реализуется при поддержке Фонда Михаила Прохорова в рамках программы «Новый театр», направленной на финансирование театральных спектаклей, а также специально созданных сценических произведений, перформансов и сценических читок. Цель программы – развитие и распространение современного актуального театра в России.

О пьесе:

«Снегурочка» - весенняя сказка в четырех действиях с прологом. В основе сюжета русская народная сказка, заимствованная Островским из второго тома «Поэтических воззрений славян на природу» (1867) А. Н. Афанасьева.
Окончена драматургом 31 марта 1873 года. Впервые напечатана в журнале «Вестник Европы», № 9 (1873 год). В первый раз поставлена в Москве, на сцене Большого театра, 11 мая 1873 года. Успеха у публики не имела и была воспринята современниками драматурга неоднозначно. Поклонники Островского-реалиста и Островского-сатирика сочли «Снегурочку» нарушающей закономерности его творчества и назвали пьесу «бессодержательной» и «фантастической». Газетные рецензенты и театральное начальство, трактовав «Снегурочку» как феерию, нашли ее малоэффектной, несценичной и недостаточно фантастической.

Современные исследователи полагают, что принять пьесу помешал особый драматизм «Снегурочки», органично соединяющий музыку, танец и драматическое действие: во времена дорежиссерского театра, пьеса, рассчитанная на воплощение средствами синтетического театра и театра единой воли, была обречена на неуспех».

Среди тех, кто высоко оценил новое произведение Островского, оказались И.А.Гончаров, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, В.И.Немирович-Данченко, А.Р. Кугель, А.М.Горький. «Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов», - резюмировал свое впечатление от «Снегурочки» К.С. Станиславский.

Сам А.Н. Островский был «весенней сказкой» вполне удовлетворен и расценил ее создание как удачное завершение поиска нового оригинального драматического жанра.

О спектакле:

Жанр пьесы вызвал жаркие споры буквально с момента публикации произведения. Одни исследователи называли «Снегурочку» феерией, другие – пьесой-«маской», третьи – трагедией, утопией, философско-символической драмой, театральной и мифолого-символической сказкой. Автор настаивал на «весенней сказке», предполагая давать спектакль по этой пьесе в дни праздничных гуляний для демократичной публики. А режиссер спектакля «Снегурочка» Галина Пьянова остановила свой выбор на фантастической опере: «Островский пишет сказку и смягчает близкий к греческим трагедиям мифологический сюжет. Мы обостряем сюжет и прочитываем пьесу в логике фантастики, потому что современному зрителю этот жанр более понятен. На фантастическую историю накладывается авангардная опера, отличающаяся необычной звуковой партитурой».

По замыслу создателей, спектакль «Снегурочка» войдет в экспериментальный раздел репертуара. Подробности написанной Островским истории будут переданы в сжатой, концентрированной форме средствами визуального театра. Четыре авторских действия уместятся в одном акте (продолжительность 1 час 20 минут) сценической интерпретации. Право вербального общения получат только два персонажа – Снегурочка и царь Берендей. Голосами других персонажей выступят различные инструменты. «Музыкой для нас является все, - поясняет режиссер спектакля Галина Пьянова. – Поэтому в качестве музыкальных инструментов мы будем использовать как классические предметы, с помощью которых традиционно извлекаются звуки, так и бытовые. Гармошка, скрипка, флейта, медный таз... Скорее всего, зрители их даже не узнают. Оркестрантами выступят сами артисты, но танцев под музыку в привычном понимании здесь не будет. Музыка станет стержнем, хребтом спектакля, таким же равноправным элементом, как сценография, актерское исполнение и световая партитура».

Работа над музыкальной партитурой «Снегурочки» проходила в режиме workshop. «Через пьесу Островского мы с актерской группой спектакля выявили событийно-смысловую символическую структуру истории и создали музыкальные события, которые предшествуют событиям фабулы. Поработав с протоструктурой, мы сделали часовое произведение, в котором нет ни единого слова, музыкальное произведение, состоящее из восьми частей с увертюрой, которое ребята исполняют целиком - и делают это идеально, - рассказывает музыкальный руководитель спектакля композитор Александр Маноцков. - Музыкальная структура обладает колоссальной прочностью: туда можно засунуть хоть текст, хоть видео, хоть что. Я буду очень доволен, если прочность нашей структуры будет теперь искушаться, и напрягаться, и раскачиваться изнутри обстоятельствами драматического театра. В моем представлении, это произведение должно быть населено пьесой, а не наоборот. Текстом Островского лично я не дорожу как текстом совершенно. Насколько этим текстом как литературным явлением, дорожит режиссёр, будет ясно дальше. Но, по моим ощущениям, ни у кого нет желания сделать «спектакаль-по-Снегурочке-Островского». Мы делаем не жанровый спектакль, в подготовке которого нужно заранее просчитывать, сколько залов будет продано на гастролях и в каких городах, и сколько стоят фуры, в которые грузятся декорации. Ценность этой работы заключается в приключении – и для зрителей, и для нас самих».

Пластический рисунок спектакля «Снегурочка» создаст хорошо знакомый новосибирской публике хореограф Олег Жуковский.

«Визуально история будет понятна зрителю, то есть на сцене будет видно, кто есть кто и что с кем происходит, - рассказывает режиссер Галина Пьянова. – По сюжету в спектакле будет происходить то же, что и в пьесе Островского, но решено все будет по законам пластической клоунады. Ироническая клоунада Олега Жуковского будет нам в помощь. Чувство иронии для этого спектакля имеет большое значение, поскольку нам не хочется заигрываться в элитарную историю, а хочется совместить маргинальное с элитарным».



Рекомендуемый возрастной рейтинг экспериментального спектакля «18+».


По материалам, предоставленным пресс-службой театра «Старый дом»

Комментарии