18 Мая 2016

Шекспир приплыл на лайнере

IV театральный фестиваль «Ново-Сибирский транзит» поднял якорь и отдал швартовы.

Шекспир приплыл на лайнере

В Одессе начала прошлого века, где родился театр «Красный факел», все, наверное так и было, как 17 мая на площади перед театром: матросы в тельняшках, юнги со свистками, сигнальщицы с флажками, тетки с пирожками, встречающие-провожающие. Толпа на пирсе, бутафорские чайки. В большой сибирский порт прибыл лайнер фестиваля IV «Ново-Сибирский транзит». На борту 16 лучших спектаклей из городов Сибири, Урала и Дальнего Востока. Заявок было подано 92.

Главный символ фестиваля колесо стало штурвалом. Афиши и рекламные буклеты окрашены в цвет морской (речной) волны. Впервые директор театра «Красный факел» Александр Кулябин вышел на сцену в тельняшке, обосновав выбор униформы:

– Я уже был пилотом, был директором автобуса, поездом управлял, теперь примеряю роль капитана дальнего плавания.

Мэр Новосибирска Анатолий Локоть тоже отдал под козырек. Отступать от стиля запрещено. Даже мать заглавного героя римлянка Волумния из первого фестивального спектакля «Кориолан. Начало» Омской драмы была в костюме соответствующего цвета. Разумеется, это только совпадение, но символическое. В спектакле Романа Феодори все построено на символах и метафорах.

Шекспировские персонажи облачены в современную одежду, один из политиков, как это теперь принято, жует галстук. Из античности действие перенесено в универсальное время и пространство. Политики, разжигающие войну, выясняют отношения в сортире, справляя нужду. Самый честный из них нажимает за всеми на слив, но ему не под силу смыть всю ту гадость, что несет политика. Кай Марций-Кориолан отстреливает противника в тире, целясь в жестяную мишень, коей и является противник. Безымянные солдаты в черном совершают однообразные механистические движения под барабанную дробь и вой духовых, вслед за ними идут безмолвные вдовы и обреченно припадают к трупам убитых. Победа одержана, сильные мира сего в ярких пиджаках пьют шампанское на фуршете.

Кто движет историей? Где истоки войны? Как формируются завоеватели?Репетиции боевых сражений проходят на детских площадках. Будущие герои сражений, тиская деревянную лошадку, тряпичную куклу и картонные мечи, увлечены своими детскими играми, и вот уже режут и кромсают друг друга. Маленький сын Кориолана тоже упражняется с игрушечной пока сабелькой, а Волумния с кровожадным упоением рассказывает, как внук терзал бабочку. «Я отправила сына на самую жестокую войну, и он вышел победителем… У него достаточно ран, чтобы предъявить народу, когда он будет добиваться консульства», – говорит беспощадная мать Кориолана, и не оставляет ему свободы выбора. Главная движущая сила войны – железная леди в безупречно сидящем зеленом костюме.

Волумния воспитала правильного сына. Бесстрашный полководец не знает страха и сомнений. Вкус побед он впитал с молоком матери. Беспомощен он только перед ней, у несломленного воина эдипов комплекс. Властная мать целует его в губы, а безропотная жена мельтешит в сторонке. Мать программирует сына на всю оставшуюся жизнь. Конфликт строится на сопротивлении его индивидуальности ее воле. Матери надо, чтобы сын стал консулом, Кориолану претит унижаться перед чернью в предвыборной агитации. Он не вписывается в социум, где нужно играть определенные роли, носить определенные маски и подчиняться определенным условностям. Но мать своего добьется – прямым давлением, железной логикой, уговорами, угрозами, слезами, потерей сознания, всевозможными женскими уловками.

Послушный сын дрогнет под этим натиском, как враг на поле брани, но актерские гены матери ему не передались. Он остался ребенком, которого мамаша купала (или топила?) в ванночке, дарила ему резиновых утят. Они разбросаны по всей сцене, огромные, словно раздувшиеся. Кориолан вырос из детских штанишек, и у него взыграло чувство собственного достоинства, а семья толкает его в социум, где оное противопоказано. Толпа сначала поставит Кориолана на колени, потом измажет грязью и, наконец, изгонит из Рима. Но у Волумнии есть еще и внук. На нем она отработает пробелы в воспитании. Наверняка подготовит консула без изъянов. Если доживет, конечно.

Роман Феодори поставил дельное пособие по семейному воспитанию с методом от противного. Показал мерзкое лицо войны, которая по определению не бывает героической. Вскрыл отвратительную изнанку понятия «народ». Увлек ясной, четкой, стройной режиссерской мыслью, даже если она холодна, как лед. И предоставил возможность еще раз встретиться со звездами Омска, которым уже доводилось блистать на н-ской сцене,–с заслуженным артистом РФ Михаилом Окуневым, народными артистами РФ Валерией Прокоп, Моисеем Василиади. У спектакля будет продолжение – «Кориолан. Возмездие», но это уже к вопросу следующего «Ново-Сибирского транзита».

Яна Колесинская

Фото с официального сайта Омского Академического театра драмы omskdrama.ru

Комментарии