29 Мая 2016

СЕРГЕЙ ЯКУШИН: пусть мечты сбудутся

Посреди  Ночи Музеев мы  поговорили с  директором Новосибирского крематория, Сергеем Якушиным о том, почему люди сейчас чувствуют себя незащищенными и зачем нам опять СССР.

СЕРГЕЙ ЯКУШИН: пусть мечты сбудутся

— Наверное, это витает в воздухе: тоска людей по другой – прошлой жизни. Все в мире циклично, — говорит директор Новосибирского крематория. — И хотим мы этого или нет, но дух, тон, интонацию задает, все же, руководство страны. И когда мы внимательно слушаем нашего президента, мы слышим у него тоже ностальгические нотки. Вот мы на своем совете в музее решили проводить ночь «С мечтами об СССР». Но когда мы обратились к календарю событий, обнаружили, что в городе почти все музеи это же самое уже проводят. И, наверное, это не случайно. Так развивается общество. Сегодня доминирует тоска по СССР.

— А по чему конкретно?

— Было очень хорошо. По тому, что мы были защищенными во всех смыслах. О нас заботились. Мои родители, будучи пенсионерами, могли позволить себе лететь в Ленинград к старшему сыну. Потому что пенсия была 135 рублей. Они были учителями, а билет в Москву или Ленинград стоил 54 рубля. И родители могли два месяца копить и полететь в гости. Здравоохранение было бесплатное и шикарное. Образование было фундаментальное. Мы все-все знали. Сегодня этого знания не требуется, но мы были его владельцами и хранителями — школа прививала культуру знания. И мы действительно знали очень многие вещи. Сегодня это не требуется, потому что нажми три кнопки – и все твои знания на экране компьютера. Сегодня нужны другие навыки. И, конечно, мы жили в радости. Потому что у нас все время были мечты. Они были сверху – план пятилетки, мечты конкретного завода или фабрики. Мы же всегда строили планы! И когда собирались на Новый год, глава семьи (дед или отец) задавал вопрос: каковы итоги года. И я помню, как мы, маленькие мальчишки, судорожно начинали вспоминать – что же мы смогли сделать за прошедший год? И когда мы все делали рапорт по военному – выходя в изголовье стола, следующий вопрос был: какие планы на этот год?

— «Сделал дело – делай другое дело».

— Да. Нас с детства заставляли в семье мечтать. Поэтому в этот навык есть. Он в нас живет. Мы такие. Мы – этапные. Когда этого не стало, мы начали свой личный год планировать. И сейчас что пишут в интернете о людях преклонного возраста? Они все пишут планы своего года после дня рождения. День рождения это важная дата – так старики говорят. Это дата, позволяющая мне отчитаться перед моими внуками-правнуками: что ты сделал за год? И свой новый год запланировать. Это и есть бессмертие. На самом деле, это фундаментальный образ мышления. К сожалению, сегодня мы об этом забыли. В нашем современном обществе исчезли подобные категории.
Вот сегодня в нашем музее Погребальной культуры каждая комната у нас демонстрирует навык мышления категориями. Не обыденными словами: мы же были строителями коммунизма! Мы были изобретателями, рационализаторами, защитниками мира. Слова «Промышленность», «Олимпиада», мы не просто слышали — мы же их постоянно повторяли. И писали сочинения. А сегодня что? Сегодня нет этой лексики. Категории исчезли.

Вот крематорий например. Когда прощаются – как по писаному все. Пять слов используют: выходят люди в изголовье гроба и говорят: первое — «он был добрый», второе – «он был хороший отец-мать». Третье – «он был хороший работник—коллега». Четвертое — «он был охотник-рыболов», «любил дачу», «служил», и прочее… Но на самом деле нет понятий, нет слов, которые помогают оценить прожитую жизнь. Оценочных нет категорий. Как нет категорий «планы на будущее».

Сегодня мы вспоминаем эпоху. Это же правда: нам говорил первые секретари, генеральные секретари, что мы построим коммунизм к 1975 году. Я помню это. Мы мечтали об этом. Ничего этого не построено, но мы все равно были в этом развитом социализме. И самое главное, сегодня мы видим, что сегодня нас разрушили. Да, у нас экономика развивалась очень бурными темпами. Когда случилась перестройка, рост ВВП в СССР был 7.3 %. А в Америке было — 2.3 %. Но они сделали все, чтобы нас разрушить. Конечно, мы были военной страной. Конечно, наш ВВП – это армия, нефть и газ. Это очень крупные, масштабные проекты. Нам не хватало, может быть, каких—то продуктов питания, ассортимента товаров. Но мы как-то с этим справлялись. Но это стало такой лакмусовой бумажкой, тогда сработало потребительство. Люди стали возмущаться. И щелкнув пальцами, разрушилась страна.

— По сути, из-за колбасы.

— Да. Колбаса. Вы совершенно правы. И вот сегодня тоска дикая. На самом-то деле, я очень тоскую. Это связано с тем, что мои родители уже ушли. Я тоскую по той стране. По тому, как меня мама гладила по голове… но все это было в СССР. Это же никуда не выкинешь. И, конечно, в этой Музейной ночи мы хотели проследить, о чем мечтали в СССР и о чем мечтает молодежь.

Сергей Якушин показывает на лестницу рядом с павильоном «СССР».

— Вот, тут посетители будут взбираться по лестнице ночью. Это прожектор из СССР. Можно нажать на кнопку и загорится надпись «Да сбудутся мечты!». И пусть наши мечты сбудутся.


Комментарии