25 Декабря 2016

Рождество захватило Прагу

Пока мы живем в предвкушении Нового года, в Европе празднуют католическое рождество. А Новый год им по барабану.

Рождество захватило Прагу

Согласно католической традиции, в Европе отмечают Рождество 25 декабря, а предшествует ему рождественская неделя — самое праздничное время года. Новый год для них не важен, в отличие от нас, как и снег, который здесь не водится. Несмотря на то, что, по данным различных опросов, в Праге более половины населения атеисты, рождественская атрибутика для них символ древней традиции. Ангелы, Санта-Клаусы, елочные венки, младенцы в люльках поселились на улицах и площадях Европы.



Рождественская Европа — это новогодняя открытка, дорогая картина, лавка драгоценностей. Непостижимым образом великолепие сочетается здесь с аскетизмом. Так, в Вене над центральными улицами сияют воистину оперные люстры. А отойдешь чуть подальше — освещение только от витрин и фонарей.



Елки здесь на каждом шагу, куда ни кинь взор. В Вене они выросли посреди улицы, а также лежат вповалку, упакованные для доставки по назначению. Покупатель приходит на елочный базар, выбирает елку, и больше не заботится об ее доставке.



По количеству украшенных елок на единицу площади Европа нас опережает (если бы только в этом). Но оформление, не в пример нашему гламуру, довольно сдержанное. Шары одинакового цвета и красные бантики – вот и все. Наверное, чтобы не отвлекать от парада сувениров, от сияния праздничных лавок.



Только главная елка Праги, расположенная на Староместской площади, — самая большая елка Чехии — сияет роскошью. Торжественное открытие елки состоялось 26 ноября, и с того момента начался подарочный бум. В Европе на протяжении всей рождественской недели принято дарить подарки, причем много и щедро. Рождественские ярмарки, работающие под открытым небом, предлагают все подряд: как изделия штучной работы, так и китайский ширпотреб. Причем не всегда отличишь одно от другого.



Чего нигде больше не купишь, так это деревянные игрушки. В самых туристических местах, например в лавках Пражского града, цены на них, да и на все остальные изделия, запредельные. Это смущает только русских туристов, и гид, заканчивая экскурсию, обычно указывает кварталы, где можно сэкономить. А для гостей из соседних стран важна не цена, а место приобретения сувениров, и они не скупятся. Гулять так гулять!



Гулять можно часами. Есть чем заняться — бродить со стаканчиком пунша, глинтвейна, медовины, или, как это звучит по-чешски, «сваренного вина». Фарфоровую кружку дают в залог, можно наливать в нее во всех точках ярмарки, переходя от прилавка к прилавку. А можно довольствоваться бумажным стаканчиком, примостясь где придется, хотя бы у парапета Карлова моста.



А то и вовсе расположиться возле мусорного бачка со своей рождественской трапезой, что характерно для местных жителей-полумаргиналов.



К грогу берут традиционный пражский трдельник — что-то вроде нашей слойки из дрожжевого теста. На глазах изумленной публики полоски наматывают на палочку и готовят на открытом огне. Так же делают и колбаски, которые все едят ту же, торопясь и обжигаясь. Ловишь себя на том, что чего-то не хватает для полного счастья. Оказывается, здесь не принят шашлык. А почуяв, наконец, родной аромат мангала, направляешься на запах и обнаруживаешь крутящийся на вертеле свиной бок. В ресторанах подают вепрево колено (свиная рулька по-нашему), а на улице коптят то, что от него осталось.



Рождественская неделя в Европе — это непрерывное шоу. На шоколадной фабрике кондитеры, окруженные зрителями, не сладости готовят, а вытанцовывают, выделывая руками артистические пассы. Трамбуют и мнут, как пластилин, большую цветную массу, вытягивают из нее длинные веревки и раскатывают их до неправдоподобной тонкоты, перекидываясь с публикой словечком-другим.



Уличные музыканты тоже общаются с публикой напрямую и даже танцуют с ней. Наиболее известен в этих кругах 85-летний саксофонист Владимир Пинта. С утра до вечера он исполняет джазовые стандарты, а в награду за опущенную в шапку монету его помощники дарят открытки и диски.



Кузнецы весь день куют сувениры, притворяясь, что всецело заняты своим производством, и публика их не интересует. На самом деле только на публику и работают.



Самая тяжелая работа на туристическом рынке у живых скульптур. Вымазанные золотой краской, актеры весь день вынуждены стоять неподвижно. Эффект в том, что манекены внезапно оживают, едва кто-нибудь кинет крону.



Самый неблагодарный труд у нищих, которые рассредоточились по историческим местам Праги. Если верить гиду, то это специально обученные люди, нанятые для колорита. Они побираются в узаконенной на этих площадках позе — на четвереньках, уткнувшись носом в асфальт. Зверская работа, врагу не пожелаешь. Иногда, правда, удается наткнуться на импровизацию. Профессиональные нищие высокого ранга могут позволить себе зевнуть и даже попозировать перед камерой. Отмечают ли они Рождество, выяснить не удалось.



Бродишь по этим улочкам-закоулочкам, радуешься жизни, получаешь заряд бодрости, одновременно ощущая, что ихнее Рождество как бы ненастоящее. А почему? Ведь это просвещенная Европа, там все лучше и колоритнее? Все да не все. Там нет главного. Как вы думаете, чего там не хватает? Правильно — снега.




Яна Колесинская

Фото: Яна Колесинская

Комментарии