23 Июня 2018

«Римские каникулы»: отдохни меня, если сможешь

Историей незабываемых каникул принцессы и римского журналиста закрывается 59-й сезон в Новосибирском музыкальном театре.  И открываются настоящие летние каникулы.  

«Римские каникулы»: отдохни меня, если сможешь

Под конец июня в Новосибирске, наконец, распогодилось: вероятно, этому поспособствовала самая жаркая премьера сезона в новосибирском Музыкальном театре - «Римские каникулы».

Киносюжет о том, как принцесса Анна сбежала от своей насквозь формализованной свиты и прямых рабочих обязанностей на небольшие «каникулы», известен нам с 1953 года. Американская романтическая комедия от режиссёра Уильяма Уайлера по литературному сценарию Далтона Трамбо с Грегори Пеком и Одри Хепбёрн в главных ролях до сих пор отлично смотрится на экране. И это понятно: первая значительная роль Хепбёрн сразу же принесла актрисе премию «Оскар». Хочется надеяться, что новосибирские «Римские каникулы» также будут отмечены критиками какой-нибудь театральной премией. И может, даже не одной.

Идея создать на основе известной киноистории мюзикл принадлежит директору Новосибирского музыкального театра Леониду Кипнису. А либретто и музыку к спектаклю написали Андрей и Нонна Кротовы, - которые создают на сцене Музыкального театра уже далеко не первый спектакль. А бодро и немного по-хулигански воплотил мюзикл режиссер Филипп Разенков.

Что же получилось? Получилось воздушное и сладкое, как стаканчик фруктового мороженого, зрелище, – которое буквально заряжает зрителя позитивом и напоминает, что впереди – еще целых два месяца самого волшебного времени года. Есть в этом зрелище что-то от бредбериевского «Вина из одуванчиков» – в том месте, где говорится о закупоренном в бутылке лете. Потому что каждому из нас порой хочется сохранить те прекрасные воспоминания, которые приносит время летнего отдыха, – но не всегда это удается, как героям американского фантаста.

И, может быть, героев ждет в финале очевидный мезальянс. Но зато каков процесс! По сцене разъезжает натуральный мопед, продают мороженое в вафельных стаканчиках, бегает гиперактивный гид и не менее гиперактивная римская семья, дети играют в футбол - короче, создается полное ощущение, что ты в этом самом Риме и находишься.

Огромная принцессина кровать трансформируется в журналистскую комнатенку – размером с лифт. А сочный экскурсовод – в любопытную девчонку, лет тринадцати. Причем, фокусы продолжаются весь спектакль, думаю, спектакль – это и есть один большой фокус по превращению серых будней в настоящий яркий праздник. И главное в празднике – сохранить ощущение импровизации. Даже если ее и нет. Даже дирижер здесь выполняет свою роль и играет не просто дирижера, а некоторую историю.



Отдельное чудо спектакля – образ редакции газеты, и собственно редактора: мистера Хеннесси. Александр Выскрибенцев ( в другом составе - Андрей Алексеев) вместе с режиссером создали очень узнаваемого и смешного персонажа, в котором любой из сидящих в зале журналистов найдет что-то очень знакомое.

«Либретто было написано практически с чистого листа, точнее – «по мотивам». Пьесы «Римские каникулы» нет – есть фильм, снятый по сценарию Яна Маклеллана Хантера и Джона Дайтона. Вот поэтому и в спектакле много вещей, которых нет в фильме. Думаю, вы удивитесь и найдете для себя приятные сюрпризы, - говорит Нонна Кротова. - Скажите: помните ли вы вообще лицо Мистера Хенесси? Нет! Потому что там он - фоновый персонаж. А у нас – очень яркий. Когда Александр Выскрибенцев встречал Андрея, каждый раз спрашивал: «Ну когда ты напишешь для меня роль в своем спектакле?». – «Александр Тимофеевич, не я же распределяю роли». – «А ты напиши так, чтобы все поняли, что это я». И Андрей написал.»



Вообще, приятно осознавать, что в этом мюзикле отыграны даже эпизоды: а королевский врач – это вообще один большой гэг. Еще одна неочевидная вроде бы удача спектакля – роль парикмахера. Его песня становится, чуть ли ни центральной темой спектакля и создает неуловимую романтическую (ностальгическую) атмосферу в зале – как легкий запах фиалок.



Лаконичную и полифункциональную декорацию дополняет почти мультипликационный видеоряд (видеоарт Алеси Павловой и Анастасии Тизяевой), – такие забавные записки-зарисовки на полях, дополнительно иллюстрирующие действие. В общем, глазу отдыхать некогда. А мелодии надолго застревают в голове, и ноги иногда сами идут в пляс – и это тоже признак хорошего музыкального спектакля.

Светлана Фролова
Фото: Дмитрия Худякова, предоставлено пресс-службой Новосибирского музыкального театра.

Комментарии