25 Марта 2016

«Ревизор»: Хлестаков женился по любви

Никита Сарычев сыграл любовь, похожую на сон, о которой Гоголь и не помышлял.

«Ревизор»: Хлестаков женился по любви

Каждый артист мечтает сыграть сначала Хлестакова, а потом Сквозник-Дмухановского. Повезло главным кумирам разновозрастной публики — Никите Сарычеву и Лаврентию Сорокину. Московский режиссер Роман Самгин отдал им главные роли в нетленном «Ревизоре», которого поставил в театре «Глобус». По его предыдущим искрометным спектаклям «Лес» и «Скупой» можно было догадаться, кому он доверит знаковых персонажей Гоголя.

Если театр должен удивлять, то в этом плане новый спектакль превзошел все ожидания. Распределением ролей Роман Самгин не удивил, а удивил совсем другим. События «Ревизора» привели к финалу, который мог присниться Гоголю разве что в страшном сне. Общеизвестно, что Николай Васильич был очень одиноким человеком, более того – женоненавистником. Вел монашеский образ жизни. Отношения с женщинами у него не ладились. Однажды вроде собрался жениться, писал душевные письма, но так и не решился.

Американский ученый Саймон Карлинский в книге «Сексуальный лабиринт Николая Гоголя » назвал его «репрессивным гомосексуалистом». В своих произведениях Гоголь тоже не жаловал женщин. В «Мертвых душах» дамы, приятные во всех отношениях, оказываются мерзавками. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» они сплошь ведьмы. Панночка из «Вия» воплощает мировое зло. Правда, в статье «Рим» Гоголь превознес женскую красоту: «Все в ней венец создания», но это были мечты об идеале, подтверждения которому в реальной жизни не наблюдалось. А во втором томе «Мертвых душ», говорят, он описывал идеальную любовь, но все знают, сколь плачевная судьба постигла этот манускрипт.

Самая злая и в то же время смешная пьеса Гоголя «Ревизор» впервые была опубликована 180 лет назад. И с тех пор ни разу, ни в одной постановке Хлестаков не женился! От сюжета никуда не деться: Хлестаков по пьяни соблазняет жену и дочь Городничего, а потом в письме насмешливо описывает, как они готовы на все. Самое сильное оскорбление, которое можно нанести женщине – обещать жениться и пропасть без следа. И поделом, пусть не вешаются на шею дорогому гостю, а блюдут себя и честь своей семьи!

В общем, Гоголь не оставил потомкам ни одной истории про любовь. Хватит это терпеть! Режиссер Роман Самгин и художник Виктор Шилькрот придумали ирреальное пространство, откуда, вот уж точно сказано, хоть три недели скачи, ни в какое государство не доскачешь. Здесь возможно все, даже любовь. Гоголь ведь писатель-фантаст, не так ли? Самое фантастическое событие, которое могло случиться с его персонажами – свадьба Хлестакова.



Откуда-то сверху шлепается на сцену дорожный саквояж. Потом с грохотом обрушивается коляска. Хлестаков со своей сексапильной спутницей Осиповой проваливаются в этот мирок, в яму, в тартарары. Из гостиницы в дом Городничего Хлестакова доставляют на корабле, который тащат на веревке горожане-бурлаки, вытанцовывая витиеватые коленца. Особенно пластичен Бобчинский у Руслана Вяткина, у него бы поучиться современным танцам! Кстати, на него прямиком падает с неба шкаф, и нет ничего смешнее, когда купцы-гастарбайтеры мудрят с бесчувственным телом.

Городничий – тот еще фрукт. Обаятелен до невозможности! Болтливый, подвижный, текучий, как вода, он страстно нацеловывает Хлестакову руку, тому даже неловко. Напившись дармового алкоголя, Хлестаков увлекается враньем, а наутро трезвеет и пытается ориентироваться в ситуации. Вообще-то человек он неплохой. Машенька с маменькой препираются, и он, чтобы прекратить бабские разборки, делает дочке Городничего предложение. Потом и сам не знает, куда от этого деваться, но процесс пошел.

Машенька у Нины Квасовой – типичная провинциальная простушка. Такая миленькая пышечка, губки бантиком, глазки хлопают. Ни разу в жизни у нее не было парня, а тут такое счастье привалило. Высокий красавец в импозантном костюме. А про то, что у него есть Осипова (Екатерина Аникина), все благополучно забывают. Пусть себе чинит колеса хлестаковской коляски, где происходят самые эротические сцены. Ее дело маленькое.

В общем, Хлестаков, как порядочный человек, решил жениться. Обещал вернуться через день-два – и вернулся. А раз такое дело, то ему все прощают и накрывают на стол. И пошел пир горой.

Свадьба – самое впечатляющее зрелище в глобусовском «Ревизоре». Тут-то и возникает немая сцена, даже две. Персонажи эффектно застывают за трапезой, будто происходит стоп-кадр. Вот оно, счастье, которого не бывает: всем хорошо, каждый остался при своем, любовь, похожая на сон, оказалась возможна.

Одинокой осталась одна Осипова. Похоже, она была сильно неравнодушна к Хлестакову. Теперь ей ничего не остается, как ухватиться за канат, свесившийся с небес, и вернуться туда, откуда явилась. Возможно, она несла некую миссию, например, сделать невозможное – устроить Хлестакову личную жизнь. Не исключено, что она воплощает alter ego Гоголя, ведь последнее, что он выкрикнул перед смертью, было: «Лестницу, давай лестницу!..». Думается, поскольку в «Ревизоре» оказалось возможной свадьбе Хлестакова, то допускаются самые нелепые предположения относительно его персонажей.

Вот так в театре «Глобус» переписали Гоголя. И спасибо за позитивчик.




Яна Колесинская

Фото: предоставлено пресс-службой театра «Глобус».

Комментарии

  • Это хорошо, когда люди женяться. Только Гоголь-то здесь причем???