17 Сентября 2018

«Подонки»: мертвых любить не надо

…Рваные листы упаковочной бумаги, грязный пол, разбросанные пустые бутылки и шеренги деревянных ящиков по периметру – вот  тебе и сцена. На этих ящиках будут сидеть  и мерзнуть зрители около двух с половиной часов. Разумеется, после того, как их доставят в «ночлежку» на двух комфортабельных автобусах.  

«Подонки»: мертвых любить не надо

Заплатившие по тысяче рублей, они пока не знают, куда и зачем их везут. Слегка подозрительным только кажется название будущего представления – «Подонки». Оно выглядит опасным. «Зачем ты надела такое светлое пальто? – спрашивает одна из зрительниц другую. – А вдруг ОНИ будут в нас кидаться чем-нибудь грязным…?»

Они – это авторы спектакля, актеры театра «Понедельник выходной». Театр образовался недавно на основе сборной команды – жители разных городов собрались для того, чтобы получить полную независимость от больших и малых новосибирских драматических и попробовать создать что-то свое на собственной сцене. Которую сами же и обустроили на улице Ядринцевской. Теперь на этой сцене идут пьесы из разных времен и жанров: «Трактирщица» Карло Гольдони легко уживается, например, с «Оглянись во гневе» Джона Осборна. Но сейчас не об этом: сейчас мы уехали отсюда далеко.



Перед нами бывшая котельная, которая спряталась в глубине частного сектора на левом берегу Оби. В просторном помещении сухо, но прохладно – несмотря на то, что на календаре всего лишь второе сентября. Зиявшая когда-то огромная дыра в крыше заботливо залатана деревянной заплатой. А в углу под самым потолком пиликают припозднившиеся птенцы ласточки. Под ласточками пиликает оркестр – он будет сопровождать действие все два с половиной часа сценического времени. Напротив расставлены наспех слепленные деревянные сарайки – в одном из них будет местный санузел. В другом будет жить эгоист и социопат Васька Пепел (Анатолий Григорьев).

Мертвых любить не надо. Живых надо любить.

Помещение выглядит как типичная ночлежка граждан без определенного места жительства: разбросанное тряпье на грязном полу, пустые бутылки – как говорится, ничего лишнего. С потолка выразительно свисает проводная петля, – как бы намекая на финал пьесы, которую в зрительном зале читали далеко не все. Фамилию Горький зрители, может, и слышали мельком. Но в содержание, как говорится, углублялись не особо. Да и зачем? – во времена постмодернизма это совсем ни к чему. В наше время когда-то кем-то написанный текст чаще всего является лишь поводом для самовыражения постановочной команды.

И очень хорошо, что «Подонки» – это не тот самый случай.

Как известно, голь на выдумку хитра: остроумный ход с переносом сцены в пространство нежилого помещения играет на руку и актерам, и режиссеру Сергею Дроздову. Рванье, в которое одеты актеры, тоже начинает жить своей собственной жизнью – костюмы начинают буквально сами руководить актерами, превращая «состоявшихся» вроде бы людей на два с половиной часа в алкашей, тунеядцев и убийц.



И вот уже красавицу Кристину Кропанцеву не узнать – как будто под грязным кружевным платьем завелся какой-то инородный паразит и сожрал нашу Кристину подчистую. Хрупкий парниша Никита Зайцев (из театра «Глобус») на раз превращается в прожженного циника и алкаша Сатина - с пропитым лицом и трясущимися руками. И вроде даже становится старше, чем есть на самом деле. А вот Лаврентию Сорокину, кажется, даже и переодеваться было бы необязательно – настолько органичен он в образе лукавого прохожего старичка - Луки. Ощущение достоверности происходящего настолько острое, что тебя иногда инстинктивно отшатывает от «сцены» – тем более, что границ этой самой сцены вроде бы и нет: когда мимо тебя волокут «труп», или размахивают прямо перед носом окровавленной битой «розочкой» это становится особенно очевидно.
  


И еще ловишь себя на мысли, что все это ты стараешься не замечать каждый божий день – все они, эти самые «подонки», ходят среди нас: сидят с протянутой рукой в метро, ощупывают наши карманы и сумки в толпе, орут благим матом по ночам на улицах. Как они попали на это самое дно? Почему с него никак не подняться? Отчего никакой Лука не выдернет тебя из болота, если ты сам этого не захочешь? И зачем вообще существовать обществу, в котором все это – в порядке вещей уже много тысяч лет? Об этом и стоит подумать уже после того, как на сцене будет выпита последняя капля «паленки».

Светлана Фролова
Фото: Виктор Дмитриев

Комментарии

  • Плашков отлично получился!