5 Сентября 2016

«ОТЕЦ»:свинья раздора

Дебютная, двадцатиминутная  работа новосибирского режиссера и сценариста Равиля Валиева - фильм, сделанный на полном энтузиазме, возвращает зрителя на сто лет назад.

«ОТЕЦ»:свинья раздора

Во времена, когда дело Павлика Морозова было делом вполне обычным. Правда, не всегда это дело выглядело именно так, как это впоследствии было зафиксировано в художественной литературе – даром, что она, вообще-то и называется художественной.

Известная русская поговорка «яблоко от яблони не далеко падает», в контексте двадцатиминутной драмы полностью теряет свою актуальность – просто потому, что перед нами история двух совершенно разных людей, будто выращенных в разных оранжереях.

Один из этих людей – сын, другой отец. Один из них атеист и циник, другой – глубоко верующий и добрый человек. Один – подследственный, другой – конвоир. Из этого противопоставления и рождается конфликт, который должен побудить зрителя наблюдать за развитием действия. Но кроме данного конфликта в фильме, к счастью, еще есть на что посмотреть.

Прозрачный воздух сибирской тайги и невероятные виды с высоты птичьего полета (Владислав Гребенщиков, Илья Савельев), – все это можно отнести к заслугам работы оператора. Оператор-постановщик Вячеслав Дупик создал мир, который в принципе невозможно не любить. Который, раскрываясь к самому финалу истории как цветок, становится бесконечным и прекрасным. Но до этого финала еще нужно дойти.

И вот тут у зрителя может как раз не все получиться, несмотря на небольшой хронометраж картины. Просто потому, что сценарий не дает погрузиться в историю полностью, – иногда зачем-то уводя главного героя в параллельные линии развития сюжета (история с девочкой), а иногда злоупотребляя пространными монологами. Все это историю портит, упрощает. Слушать финальный монолог сына трудно – и отнюдь не по причине проснувшегося сочувствие к этому большому ребенку, а просто из-за излишней его надрывности, и какой-то даже псевдоантичной трагедийности.

Из-за этой ненужной театральности снижается психологическая ценность, достоверность истории – ведь известно, что для основы сценария фильма использовалась семейная драма реальных людей из тридцатых годов. А именно, история семьи новосибирского актера и режиссера Евгения Важенина: в действительности дело касалось двух братьев, тогда как в фильме братья «превратились» в отца и сына. Сына – милиционера, и отца – деревенского бухгалтера, забывшего записать в список колхозного имущества неучтенную, свинью. Что и стало причиной конфликта, который на сегодня выглядит более чем комично. А в те, странные времена – обыкновенно приводил к настоящим человеческим жертвам.

Любопытно, что по-человечески доверяешь здесь только персонажу Константина Шумкина – вероятно, по причине того, что актер хорошо знаком со спецификой работы своего персонажа. Стоит также обратить внимание на детальную продуманность костюмов персонажей и соответствие интерьеров историческим реалиям.

Что касается главного героя (Владимир Терновский), «Петр» все время переигрывает. Близкое соседство в кадре с персонажем Евгения Важенина добавляет контрастности. В итоге никакого сочувствия к этой семье может так и не родиться, а вместо этого у зрителя может возникнуть даже некоторое раздражение.

Остается добавить,что режиссер Равиль Валиев вместе с творческим коллективом фильма «Отец» сделал довольно удачную попытку реконструкции одной из семейных историй Сибири. А что до истории конкретной личности – так, вероятно, это следующий этап. Мы же рекомендуем потратить двадцать минут вашей жизни и составить собственное мнение о фильме. 


Светлана Фролова
На фото: кадр из фильма «Отец»

Комментарии