14 Октября 2016

Моя мечта сбылась!

Как изменить мир вокруг себя и стать яркой личностью, рассказывает руководитель новосибирского театрального клуба «Дебют» Елена Телегина.

Моя мечта сбылась!

Взрослые люди сидят в кружке на полу, кидают друг другу крышку от банки и уверяют, что это зеркало, медальон и лупа. Их глаза светятся, смех радостный, движения раскованы. После занятий они не разбегаются по остановкам, а заходят в ближайшее теплое местечко выпить чашечку кофе. Есть о чем поговорить. Есть чем поделиться. В общем, интересно друг с другом!



– Елена, знаю многих, кто катастрофически недоволен собой. И убежден, что в себе ничего изменить невозможно – каким родился, таким и пригодился. Можно годами работать над собой, но выше головы не прыгнешь. Так ли это?

— Я никогда не призывала прыгать выше головы. Я ставлю цель простую и достижимую – раскрыть в своих учениках их лучшие качества, раскрепостить, развить творческую природу. Для меня очевидна разница между тем, какими они пришли, и тем, какими становятся. Да они и сами говорят об этом! На вопрос, что хотят получить от тренингов, слышу: «Не могу смотреть людям в глаза». Или: «С близкими общаюсь нормально, но как только нужно разговаривать с малознакомыми людьми или прочитать доклад перед аудиторией — волнуюсь так, что начинаю краснеть, запинаться и заикаться».Проходит время, мы встречаемся, или же они мне пишут и делятся своими открытиями самих себя: «Мне так помогли твои занятия! Недавно читала лекцию на французском языке. В зале пятьдесят слушателей. Смотрела им в глаза — и мне это нравилось!». Даже личная жизнь меняется: «Во мне открылись невероятные ресурсы! Выхожу замуж, улетаю в Америку!».

— Каким образом ты их расколдовала?

— Десять лет назад меня пригласили вести тренинги для взрослых. Наивно думала, что просто поразвлекаемся, актерские тренинги же очень забавные. Но люди говорили о своих проблемах... Я подобрала упражнения, в результате которых у человека очень здорово поднимается самооценка, начинает работать воображение, появляется свобода в теле, в речи. Включаю в программу тренинга упражнения на внимание, концентрацию, взаимодействие с партнером, перевоплощение, координацию, речевые разминки, воображение, этюдные импровизации. Обычными людьми такие тренинги воспринимаются как абсолютно новый вид деятельности, который, развлекая, заставляет тело, разум и душу иначе воспринимать мир.



Хорошо помогают простые упражнения на актерскую смелость, так называемый этюдный метод – выходи и показывай, проживай подробно ту или иную выдуманную ситуацию. Оживи неодушевленный предмет! Вообрази себя стулом, придумай, где он стоит, какой у него характер, ведь стул стулу рознь, согласись. Например, стул на коммунальной кухне, который видит и слышит брань, как один сосед другому соль в борщ подсыпает. Почувствуй, как об тебя сигареты тушат. Или стул в кабинете президента... Есть разница?

— При таком увлекательном общении можно стать чуть ли не родными друг другу…

— На моих занятиях все передруживаются. У меня человек десять, с которыми и общаюсь, и дружу с тех пор. Один из них и сейчас в моем коллективе. Николай Иннокентьевич – математик, ему тогда чуть за 50 было, в холостяках ходил, жил с мамой. Пришел просто из любопытства и скуки. Деревянный пришел, но с горячим сердцем! В отрывке из «Дяди Вани» он сыграл Астрова —у меня мурашки по коже бегали! Он и сам удивился, как долго пропадал в нем артист. Потом мы не виделись, но он периодически звонил мне: «Еленсанна, когда у вас будут занятия?». Открылся «Дебют», и я его, конечно, пригласила. И вот совсем недавно, год назад, у меня уже образовалась полноценная любительская театральная труппа.



— К тебе чаще приходят представители так называемых нетворческих профессий?

— Юрист, эмономист, математик, пенсионерка, менеджеры, врач, охранник даже был. Бухгалтер ЖЭУ, одинокая женщина, повторяла: «Ни в жизнь не поверю, что смогу выйти на публику и открыть рот, не говоря уже о том, чтобы сыграть роль». Поверила!



— С кем работать труднее?

— С учителями и психологами. Как ни парадоксально, это самые тяжелые люди, часто не умеющие слушать, знающие, как можно и как нельзя. Мне пришлось в качестве эксперимента за два месяца поставить спектакль с группой тренеров и психологов. Это было очень сложно. Сделали неплохо, на показе даже я рада была, что все-таки получилось, но нервов моих это не стоило. Не о всех говорю. Чем больше у человека опыта и ума, тем больше он доверяет другому профессионалу. В группе психологов занимались такие яркие личности, как Алена Сагадеева, Володя Леухин – они удивительно раскрывались, доверяли мне, друг другу, партнерам.



— Почему «Дебют» – именно клуб? Клуб – это принципиально?

— Моей мечтой было открыть собственный клуб — не кружок, не студию, не школу, а именно клуб. Где бы мы не только занимались, но и дружили, а значит общались, ходили в театры, читали книги, делились впечатлениями, приглашали бы в гости актеров.

Вначале бывало так. Идем в театр и после просмотра говорим о спектакле на уровне «нравится–не нравится». Спустя год мои ученики уже делают анализ, замечают важные вещи, обращают внимание на режиссерские приемы, более внимательны к актерским работам. Я недавно предложила курс лекций по истории театра. Шесть лет читала в Алтайском государственном институте искусства и культуры спецкурсы, все лекции сохранила. И вот теперь вернулась к ним, обновив, конечно. Открываем имена: Гротовский, Вахтангов, Брехт. Перечитали всего Чехова! Изучаем Гоголя, Толстого, Островского. Учимся разбирать пьесы, делать простой действенный анализ. В институте наш с Костей педагог, Николай Дмитриевич Вязигин, учил нас ремеслу, в самом лучшем смысле этого слова. Сначала ремесло, а потом творчество.



В прошлом сезоне ставили этюды по рассказам Чехова, и участники огорчались: как же мы будем играть без декораций. Я объясняла: необязательно ставить камин, если он обозначен в ремарке. Этюды с воображаемыми предметами научили существовать на площадке так, что зрители догадываются: здесь камин. Понять, что такое условность, им помог спектакль «Рассказы Шукшина», который поставил Константин Телегин, мой муж. Знакомясь с работами профессионалов, мы сами становимся умнее, грамотнее, появляется желание творить.

Раньше мне приходилось самой придумывать спектакль: я говорю, они делают, я показываю, они повторяют. А мне бы хотелось, чтобы инициатива исходила от группы. И это осуществляется! Еще летом, задолго до начала занятий, засыпали меня предложениями. Совместным решением выбрали для постановки «Коробочку» Николая Коляды. Распределили роли, решение спектакля придумали почти сразу, в течение двух репетиций. Их не надо подгонять: делают домашние заготовки, которые принимаются на «ура», раньше отведенного мной срока выучили слова. На занятиях я говорю: не стесняйтесь, несите всякий бред, делитесь всем, что придет в голову, давайте вместе думать. Сначала репетировали со страхом и скрипом, но разошлись, фантазия включилась, Женя Ковтун уже финал сочинил...



— Муж помогает тебе в работе? И вообще, каково это –быть женой известного артиста, звезды театра «Красный факел»?

— Два года назад на презентации своего клуба я прямиком спросила собравшихся: «Вы пришли из-за желания делом заниматься или на меня посмотреть?». Из пятнадцати человек руки честно подняли двое. Ну и на занятия они не пришли. Мне нравится, что многие познакомились сначала со мной, а уже потом с Костей, в клубе. И театр полюбили. Хотя есть и его поклонники его. Но все очень деликатны, без фанатизма. Он раз в год выбирает время провести в «Дебюте» мастер-класс, изредка помогает на репетициях, если я забуксую. Бывает так, что по-режиссерски я понимаю, что делать, а актерски иногда сложно поставить задачу. Например, ставили мы рассказ Чехова «В гостиной», и все вроде нормально, но не смешно. Приходит Костя, говорит пару слов, показывает жест и всё, Женька с Наташей – любимцы публики!

Я ему тоже помогаю. Вот в спектакле «Скамейка», например,Костя не мог до конца определиться со своим героем. Однажды приходит домой в час ночи после программы, уставший, я говорю, тебе надо посмотреть «Нескучный тренинг для мужчин. Без соплей». Мол, там ты и найдешь себя... В три часа ночи он выключает компьютер и говорит: «Все понял!». После рождения Сони редко хожу на спектакли. Но премьеры стараюсь не пропускать. Люблю «Сильвестра» – спектакль со временем немного расклеился, но Костя там потрясающе работает.

Мы друг друга поддерживаем всегда, из общения черпаем энергию. Он научился меня слушать (опять же «мужской тренинг» помог). Я научилась молчать и принимать молчание. В трудных ситуациях цитируем друг другу жемчужины мысли; он мне, например, – «Все проблемы решаем по мере поступления», я ему – «В жизни как в бане: хочешь парься, хочешь нет». Он многое делает, многое успевает, мне даже кажется, слишком много. Создав антрепризу высокого уровня, и мне задал планку. Я тоже не хочу и не буду халтурить. Можно, конечно, сделать скидку на то, что у нас любительский клуб, но, глядя на Костю, понимаю, как надо работать.

А лучшей похвалой для меня было, когда мы в «Бродячей Собаке» делали публичный показ спектакля «Восемь любящих женщин» и этюды по рассказам Чехова. Зрители потом спрашивали: «А правда, что играли непрофессиональные актеры?».



— Хотите, чтобы ваши дети пошли по вашим стопам? Миша Телегин в спектакле «История города Глупова» меня покорил.

— Да, он играл там вместе с папой и намеревался продолжать. Но порыв прошел. На встрече участников спектакля со зрителями одна строгая дама сделала в его адрес критическое замечание про невнятную речь. Она не поняла, что так было задумано режиссером. У Миши в тот вечер поднялась температура до сорока, он тяжело переживал. И как отрезало. Театр его перестал интересовать совсем. Он занимается музыкой, хотел стать музыкантом, но недавно заявил, что будет химиком. Ему пятнадцать лет, еще есть время подумать. А Соня –прирожденная артистка, это было видно с пеленок. Ей четыре года сейчас. Наш дом – это сплошная сцена для Сони. Перевоплощается в животных, статуй, поет, танцует. С папой они любят сочинять, песни с выдуманными словами. «На каком языке ты пела?» – спрашивает папа. «На французском!» – на голубом глазу отвечает Соня. Вообще, это нормально для детей такого возраста. Правда, когда мы первый раз привели ее в детский сад, воспитательница уже в первый вечер сказала: «Ну, и ну, сразу видно, девочка из семьи артистов, на зарядке та-а-к перевоплотилась в зайчика!!!».

— Значит, с работы вы торопитесь домой, а из дома на работу? И там, на работе…

— Я очень люблю работать с людьми. Видеть, как с первых минут занятий возникает волшебство — появляется партнерский настрой, эмпатия, азарт, влюбленность друг в друга. Мне с ними интересно. У них нет штампов, они чуткие, искренние, открытые. Меняемся мы — меняется мир вокруг нас. Мы с моими учениками-друзьями под одними звездами, в едином пространстве. Моя мечта сбылась!

Яна Колесинская

Фото: Яна Колесинская

Комментарии

  • Леночка светлый, душевный человек, профессионал в своем деле. Дай Бог, чтобы клуб расцвел и количественно и территориально на чуть большее, чтобы о нем узнало как можно больше людей. Ведь это не просто отдых и любимое хобби. Елена, возможно сама того не планируя, делает одно весьма значимое дело- созидает ГРАМОТНОГО зрителя, культурного, со вкусом и любовью воспринимающего театр и творчество в целом. А такого зрителя так не хватает...