14 Ноября 2016

Хобби в СССР: романтика прошлого в нестабильном настоящем

Новосибирцам и гостям города рассказали об увлечениях советских мужчин: приличных и не очень.

Хобби в СССР: романтика прошлого в нестабильном настоящем

На витринах – пластинки «Битлз» и «Абба», тройной одеколон и «Шипр», перфокарты и советские календарики. На столах - напитки советского времени: аж 4 сорта. А из динамика поют артисты советской же эстрады.

В магазине «ПЭТ&БИР» уже больше года проводятся тематические встречи с дегустациями соответствующих напитков. Подробнее об этом можно узнать в официальной группе магазина и следующая встреча произойдет уже в этот четверг.

Кроме того, здесь же проходят тематические выставки. На прошлой неделе на смену выставке масштабных моделей, которая состоялась около месяца назад, открылась экспозиция мужских хобби эпохи СССР.



Анастасия Безносова-Близнюк  в «рабочей» жизни руководит офисом IBM в Новосибирске, а на досуге занимается обустройством Интегрального музея-квартиры Академгородка. Поэтому о мужских хобби, а также о том, чем люди интересовались в советское время, знает практически все. Об этом она и рассказала на лекции в «ПЭТ&БИР».

Интегральный музей-квартира повседневностей Академгородка (не путать с «Музеем СССР»), как указано на сайте музея, посвящен памяти Германа Петровича Безносова – «Министра странных дел, одного из основателей
легендарного клуба «Под интегралом» и просто очень хорошего человека». И, по совместительству, отца Анастасии.

Анастасия – дочь легендарных жителей Академгородка - Германа Безносова и Светланы Рожновой. Они были яркими общественниками в годы оттепели, в 60-е годы, активистами клуба «Под интегралом».
В следующем году сибирское отделение Академгородка отмечает 60 лет. Об инициативе открытия музея Анастасия Близнюк рассказывает так:

– Количество вещей, которое люди выбрасывают из своей прошлой жизни – огромно. И однажды мне стало как-то жалко видеть выброшенные вещи. Это грустно, – когда люди легко отказываются от семейных архивов. Мне захотелось все это сохранять, а потом демонстрировать. Вначале я думала, что ограничусь в качестве «выставки» тремя полочками в гараже. Но потом оказалось, что так много вещей отдается и выбрасывается, что пришлось даже постепенно купить небольшую двухкомнатную квартиру. А теперь у нас есть уже четырехкомнатная квартира, которую мы так и называем: «Интегральный музей-квартира Академгородка». Она оформлена в стиле шестидесятых годов. Но постепенно появляются вещи более раннего и более позднего периода.



В Академ приезжали люди из Москвы, Ленинграда, Киева, привозили вещи и мебель с собой. Поэтому, у нас есть почти что антиквариат: получился такой микс из разных эпох.

По словам Анастасии, музей часто приглашают на выездные мероприятия. И конечно, легко рассказывать, трудней эти предметы перевозить – потому что их очень много. И становится все больше. То, что представлено в «ПЭТ&БИР» – это лишь мизерная часть экспозиции.



И еще (что немаловажно) – здесь каждый экспонат можно подержать в руках.

– Например, вот самиздат стихов Высоцкого. Одно дело, когда он за стеклом. Другое – когда он уже у тебя в руках. Совсем другая энергетика от вещи возникает, от перелистывания страниц, – говорит Анастасия.

Мужские увлечения почти не меняются во времени: разве что настольные игры замещаются играми в гаджеты. А коллекционирование переводится либо в виртуальные коллекции, либо входит в стадию серьезного глубокого хобби – как например, реконструкция.

Музыка, коллекционирование аудиозаписей – это увлечение на все времена. Например, в музее есть коллекция пластинок для патефона из семьи бывшего квнщика Александра Пушного. А на них – музыка, которую слушали молодые люди, приехав в Академгородок в пятидесятых годах.



На передвижной выставке представлены катушечные, кассетные магнитофоны, множество пластинок.

– Большая подборка у нас есть с песнями бардов. Поскольку барды – это была очень модная тема в шестидесятые годы. Здесь же эстрадные исполнители, современные. Переписанные с радио, телевизора. А в катушки были вложены списки всего того, что находилось на этих самых катушках, - комментирует хранительница музея.

Целая полка отведена под фотоаппараты и соответствующие аксессуары. Маленьким фотоаппаратом копировали бумаги – часто его называют «шпионским». В архиве музея вообще очень большая коллекция, несколько кинокамер. Проекторы, и конечно, слайды и диафильмы. Интерес к диафильмам, кстати, сейчас снова на взлете.



– Думаю, такой интерес возникает из-за желания повторить на новом витке все, что было в детстве, все лучшее из прошлого. А увлечение диафильмами – потому что они наиболее легкие в воспроизводстве и хранении. У нас очень большая коллекции диафильмов: они не «сыпятся», в отличие от аудиокассет и от кинофильмов, комментирует Анастасия.

А вот альбом для хранения марок, кляссер. Марки, календарики, этикетки от спичечных коробков, – все это тоже было предметом коллекционирования в Советском Союзе.

– Иностранные марки особенно ценились: чем «иностранней», тем лучше и дороже. Пользовались спросом фотографии актеров кино, но этим видом собирательства больше девушки увлекались. Еще собирали этикетки от жевательных резинок.

Между бутылкой «горючего» и зернистой игрой – эротические карты. Говорят – либо трофейные, привезенные с войны, либо их печатали в тюрьме – сейчас определить сложно. На соседней полке, конечно, домино, шахматы.



Кому-то хочется перечитать все рецензии «Советского экрана». А для кого-то милей самиздат – отдельная строка в увлечениях жителей СССР. Диссидентские документы отдают в музей «матерые диссиденты Академгородка». Тем же путем в музей попала целая папка о космических исследованиях, которые проходили в Академгородке. Возможно, засекреченных.

– Раньше был дефицит. Сейчас вещей очень много. И, казалось бы, все представленное не должно никого интересовать. Почему же все наоборот?

– Я, как психолог, тоже интересуюсь историей восприятия предметов. Предполагаю, что это связано с тем, как человек ощущал себя в детстве, юности. Для кого-то это время более счастливое, для кого-то менее, - говорит Анастасия. - Связано это и с модой. Потому что сейчас это вошло в тренд. И есть даже предприятия общепита, которые оформлены таким образом. Туризм много зарабатывает на «возвращении прошлого». Но, наверное, это неинтересно, пока с этим не соприкоснешься. Интерес, как снежный ком нарастает с каждой новой историей. А тактильное энергетическое восприятие - еще более возбуждает. Перед нами романтика прошлого в ситуации нестабильного настоящего.

Светлана Фролова

Комментарии

  • Были в этой квартирке: как будто на машине времени прокатились. Респект идеологам!