23 Октября 2019

«Идиот»: бедный рыцарь в зазеркалье

В театре «Старый дом» поставили «Идиота» Достоевского. Вернее, переписали – сообразно реалиям сегодняшнего дня. В котором, похоже, с ума сошли абсолютно все. Потому что им не во что больше верить.

«Идиот»: бедный рыцарь в зазеркалье

Сюжет остался тем же, известным из курса школьной программы. Правда, за исключением некоторых деталей. Только вот обстоятельства истории изменились. Теперь перед нами сегодняшний день, со всеми его атрибутами — истеричными песнями Монеточки, смартфонами, дизайнерской одеждой и разговорами, разговорами, разговорами — большей частью, о самом важном в нашем мире — то есть, о деньгах и власти.

Главные герои романа Достоевского «Идиот», в основном, молодые люди — от 23 до тридцати. Если перебросить кальку на современность, это как раз то самое поколение, которое выросло уже в другой стране — на мертвых развилинах СССР. И только тридцатилетние еще помнят мультик «Ну погоди!». Те, что помладше, живут уже другими мультфильмами, мэмами и категориями, говорят на другом языке, и с крайнем презрением относится к русскому замшелому — как к чему-то глубоко архаичному. Находятся в глубоком кризисе смысла. И, возможно, по этой самой причине Достоевского не читают, предпочитая следить в ютубе за стримами радикальных блогеров с ружьями наперевес.

И доминируют сейчас тоже уже совсем другие герои. Деньги — чуть ли ни главное действующее лицо этой пьесы. Здесь уже нет в полном смысле этого слова князей. Зато есть семьи богатые, и те, которые когда-то таковыми были, все потеряли, на этой почве свихнулись, и теперь изо всех сил стараются все себе вернуть — причем, любыми способами. В сущности, не зря в этом мире бестселлером стал роман Джорджа Мартина. А зеркальный лабиринт из американского телесериала «Твин Пикс» уже давно превратился в норму жизни – когда все не то, чем кажется. А бывает, что и с точностью до наоборот.

Прокаченный со всех сторон Гаврила Иволгин (Ян Латышев) на высоких тонах рассуждает о социальных лифтах, вернее об их отсутствии, совершенно в риторике навальнистов. А юная дурочка Аглая (Анастасия Пантелеева) транслирует в вольном пересказе подростка-недоучки либеральные идеи, густым потоком льющиеся из ютуба. Одному из них не нужно уже бороться за место под солнцем, ибо родители давно и прочно это самое место пометили. Другому же ничего не остается, как заполучить привилегии — с помощью одного из самых древнейших, почти бескровных способов — женитьбы.

Князь Мышкин (тут уместно напомнить, что одно из первоначальных названий романа было «Князь Христос») на этот раз выглядит в прямом смысле, гостем этого мира. Таким зрителем — наблюдателем, вынужденным стать участником одного большого преступления. Интересно, что слово «идиот» в разные эпохи существования человечества имело и другие значения. В частности, «простолюдин», «простой, не знатный человек», «мирянин» — то есть рядовой, вне духовного сана, член христианской церкви, деревенский житель, человек из народа. Человек сам по себе, отдельно от государства. Политикой не интересующийся. А современное значение (то есть слабоумный или кретин) словоформа приобретает, по словам некоторых исследователей, в эпоху Ренессанса — то есть во время разрушения христианских ценностей. Что характерно, ровно таким же кретином выглядел христианин в глазах, скажем, обитателей античного мира. Точно таким же кретином выглядит и сейчас в глазах «элиты» простой человек из народа. Но идиотами они работяг уже не называют — место идиота заняло слово «быдло».

Правда, есть одна деталь: когда человек крестит кого-то портретом президента, очевидно, что с местной верой тоже что-то не так. Ну а про самого человека мы уже тоже говорили.

Сочетание же «Лев Мышкин» явно намекает на некоторое явное противоречие, которое содержится в самой природе героя. При этом, уже самим именем заложенном противоречии, когда-то давно — вероятно, еще в раннем детстве, покинувший дом, ухавший на лечение, Левушка, возвращается в совсем другой мир, — не тот, из которого уезжал. Он говорит, что в Швейцарии его вылечили (в романе, как известно, не так). И первое время мы видим только, вроде бы обычного, вежливого, не особенно социализированного человека. Но с каждым новым актом, с каждым новым знакомством, безумие будет в нем нарастать. Катализатором болезни выступят все окружающие герои, среда.

А так как в этом мире все черное стало белым, «черномазый» Рогожин (Александр Вострухин) скажем, в постановке Прикотенко, напротив – обесцвечен. «Не к роже рогожа, не к лицу епанча» – эта пословица, в сущности, о Рогожине и Аглае Епанчиной. Рогожа – это понятно что. А епанча – кстати, это одежда придворных. Парфен(ий) – целомудренный, девственный, – что можно к тому же читать и как необразованный. А Гавриилу Иволгина (Ян Латышев) в романе зовут коротко – Ганя. Что тоже явно указывает на снижение, ироническое понимание значения имени («моя сила – Бог», древнеевр.).

Кровь Мышкина, смешавшись с кровью нувориши Рогожина (в романе — обмен нательными крестами), создаст нужный прецедент для проявления заложенного раздвоения. А с ним и постепенно полностью проявит себя окружающий мир. В котором, похоже, все (то есть абсолютно все) — идиоты.

Но чем в большее безумие будет впадать тело, тем больше будет вокруг (живой?) воды. Не даром во многих священных текстах Христа сравнивают с полноводным источником. И по законам драмы, плотину эту когда-нибудь окончательно прорвет.

Идиот Андрея Прикотенко — это не только персонаж романа, и не только актер-фокусник Анатолий Григорьев. Идиот в этом тексте многомерен. Благодаря сценографии и режиссеру, все герои романа превратились одновременно в отражения Мышкина и… подозреваемых. Каждый в какой-то момент сядет прямо перед зрителем-читателем, и будет допрошен — на предмет причастности к самому настоящему убийству. Только вот, кого здесь убили? Только ли неуловимо напоминающую Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани» Настасью Филипповну (Альбина Лозовая)? И кого она здесь олицетворяет, на самом-то деле?

Спектакль идет в общей сложности даже не четыре, а пять часов — включая антракты. Впрочем, с большой формой в «Старом доме» уже сталкивались — скажем, на «Пер Гюнте» или «Трилогии». Конечно, к концу представления в зале останутся только самые стойкие. С одной стороны, это, в некотором смысле, результат естественного отбора. С другой — вывод из самой структуры спектакля, в котором каждый из актов — в общем-то, завершенное художественное высказывание о сегодняшнем дне.

Смотреть на этих героев одновременно весело и страшно. Потому что в любой момент может наступить обострение. И тогда «старообрядец» Рогожин вдруг вытащит заточку из рукава. А обиженный на жизнь «умница и интеллектуал» Ипполит (греч. «Отпускающий лошадей», то есть вожжи в прямом и переносном смысле) Терентьев (Мамлин Тимофей) от монолога о христианстве, атеизме, смысле жизни и бессмертии флегматично перейдет к оригинальному способу самоуничтожения. С видимым трудом вставит винтовку сам себе в анус, и нажмет на курок в прямом эфире. И на этот раз (опять же, в отличие от романа) все закончится успешно, под патетическое завывание саундтрека из «Космической Одиссеи» Кубрика. А отчего все это, спросите вы? Действительно ли от неизлечимой болезни? Но скорей всего, болезнь эта называется - обида и одиночество. Тотальное одиночество. Как известно, «люди и созданы, чтобы друг друга мучить...» считает он. Кстати в спектакле персонажи почти беспрерывно орут друг на друга, издеваются друг над другом, — что в целом только подтверждает этот тезис.

Помимо того, что люди новой формации полностью потеряли смысл в этой жизни, они еще и тотально одиноки. В этом мире нет любви. То есть от слова вообще. Вместе с кризисом христианства на планете, куда-то исчезла и любовь — любовь к мужчине, к женщине, к человеку. И даже к самому себе. Люди, вечно сосредоточены на какой-то ерунде, вроде добывания денег и соревнований в статусности. А смысл жизни сейчас сводится к тому, чтобы к финалу ее самым красивым, богатым и обиженным на всех улечься в гроб.

Но это ничего: дойдя до предела, даже самая никудышная невеста (а христианская душа, как мы помним – это Невеста Христова) все равно получит новую жизнь. Конечно, если захочет именно этого.
  
И я сейчас не про религию даже.

Светлана Фролова
Фото: Ольга Матвеева, предоставлено пресс-службой театра «Старый дом»

Комментарии