5 Июня 2016

Феномены: люди Икс разоблачены

Битва экстрасенсов Первого театра завершилась всеобщим перемирием.

Феномены: люди Икс разоблачены

Первый театр открыл лето комедией «Феномены» по пьесе Григория Горина в постановке Павла Южакова. Персонажи, каждый со своими гусями, дерутся, бегают, спорят, влюбляются, всю эту кутерьму сопровождают взрывы смеха, который не мешает зрителю думать и сопереживать. Хотя эти два действия нынче не в тренде.

Мир сошел с ума. Человек сам по себе потерял ценность. Социум навязывает жесткие клише поведения и вынуждает им следовать. Время диктует образ жизни и образ мыслей. Только тогда ты что-то значишь, когда успешен. За успех надо бороться. Тебя сделают тренинги, семинары, практикумы по личностному росту, привлечению денег, строительству карьеры, покорению женщин, накачиванию мышц, развитию памяти, быстрому обучению английскому, плетению фенечек и прочая, прочая.

Хорошо супергероям, к которым отсылает спектакль Первого театра. Они родились со сверхспособностями. И теперь летают по Вселенной и борются со злом. Есть и среди людей такие уникумы. «Битва экстрасенсов» явила сверхчеловеков, превосходящих рядового индивида во всем. «Минута славы» показала, что нужно культивировать в себе все необычное. «Голос» зажег новые звезды. «Ледниковый период» заставил научиться новому. А если в тебе ничего такого нет и даже изобразить не можешь, то тебе дорога на какой-нибудь «Дом 2». Там автоматически становишься звездулькой, ибо худо-бедно засветился.

Вот и в гостиничном номере Первого театра собрались феномены, которых разыскали по всей стране. Их природные способности будут подвергнуты тщательному исследованию.


Один двигает предметы, другой видит сквозь стены, третий мысли читает. Трансфокальщик, телекинезчик, телепат — славная компашка подобралась.

Только не такие уж они и крутые. Живчик Клягин(Егор Овечкин) на самом деле мошенник, одержимый идеей-фикс — получить официальную справку о своих способностях, и тогда жена срочно его полюбит. Хмурый Прохоров (Андрей Мишустин) может демонстрировать свой телекинез только в состоянии злобы или лучше ярости. Пока Клягин бегает по номеру в женском платье (ничего такого не подумайте, платье он купил для жены), Прохоров мастерит винтовку, из которой хочет расстрелять подлого врага. Невозмутимый Иванов (Сергей Троицкий) в дорогом костюме сам по себе излучает успех. Он снисходительно подтрунивает над этими чудаками, попутно делаяселфи с собой, любимым. Прекрасная женщина Елена Петровна (Карина Мулева), вплывая к ним в номер, говорит высокопарные речи о безграничных возможностях интеллекта. Заслушаешься. Вот только бы еще разобраться друг с другом и с самим собой.

Из старой советской пьесы Павел Южаков извлек тему дня сегодняшнего с его суетой, прагматичностью, подменой понятий, девальвацией ценностей. Получить фальшивую справку проще, чем понять другого человека. Погоня за модным чудом мешает быть самим собой. Борьба за справедливость приводит максималиста Прохорова к агрессивности, вытесняющей человеческие качества. Правый и правильный во всем, он теряет способность к коммуникации. И человека своего не может разглядеть. А он рядом, этот человечек, — такая маленькая феечка в голубенькой униформе (Ксения Шагаевская).Появляется в самые острые моменты, гасит конфликты, всех примиряет, песенки поет. Намекает, что жизнь хороша сама по себе, а душевность важнее и нужнее всякой телепатии. В одной из самых светлых сцен спектакля самодельная винтовка Прохорова распадается на части, и они становятся музыкальные инструментами импровизированного оркестра.

И вовсе это не обычный гостиничный номер. Художник Николай Чернышев придумал магическое пространство, в котором дверные ручки висят на резинках, мониторы светятся космическими сполохами, очертания предметов фосфорицируют загадочными линиями. Здесь обязательно должно произойти нечто очень важное, благодаря чему персонажи повернут мысли на 180 градусов и изменят свою жизнь.

Прав насмешник Иванов: «Товарищи, дорогие мои! Да что же это делается?! У нас слесарей не хватает, грузовики без шоферов простаивают, а тут сидят два бугая, один спички перекатывает, а другой из-за стены смотрит!!! Ну народ! Никто работать не хочет!». Никто не хочет быть самим собой. Вернее, не умеет. В чем же феноменальность человека?

Феномен обаяшки Клягина не в том, что он видит сквозь стены, а в его оптимизме, жизнелюбии, открытости, готовности поддержать, поднять бодрость духа. Феномен импозантного Иванова не в чтении мыслей, а в способности проникнуться проблемами других. Феномен Леночкиного мужа Ларичева (Ян Латышев) не в чувствительности к солнцу, а в том, что ради любимой женщины он жертвует своими интересами. Феномен Леночки — верить в других и помогать им поверить в себя. Ну а феномен Прохорова — высочайшего качества порядочность. Феномен их всех, вместе взятых — невероятная эмпатия, над которой, впрочем, еще не мешает поработать.

И не надо завидовать людям Икс. Честное слово, не надо. Давайте будем обычными людьми. Так интереснее.


Яна Колесинская

На фото: элемент афиши спектакля.  

Комментарии