«Дуэлянт»: игры взрослых пацанов
Наш земляк Владимир Машков и потомственный москвич Петр Федоров вступили в смертельную схватку в новом фильме Алексея Мизгирева. В этой истории замешаны месть, честь, совесть, кровь, деньги, женщины.

Выходцу из новосибирского театрального училища, а ныне самому брутальному актеру российского кинематографа Владимиру Машкову в захватывающем экшне «Дуэлянт» был необходим достойный партнер. Чтобы на равных смотреть друг другу в бездонные черные глаза — кто кого переглядит, кто кого переиграет, кто кого перестреляет. Им оказался брутальный актер помладше — Петр Федоров.
Противники — фигуры равновеликие. Они закручивают интригу, как в голливудском боевике. Скрытый поединок между графом Беклемишевым и профессиональным дуэлянтом Яковлевым длится много лет. Первый держит в руках преступный Петербург 1860-х, второй убил на дуэлях уже пятерых и не собирается останавливаться. Один не терпит сказанное ему «нет», а другой…
Сначала герой Петра Федорова особых способностей не проявлял. Они открылись в нем не от хорошей жизни. Во флэшбеке злодей Беклемишев публично унизил его, опозорил, прогнал через строй с тысячью плетей, отправил на Крайний Север к алеутам, в общем, чуть не угробил, но не тут-то было. Реинкарнированный Граф Монте-Кристо, одержимый жаждой мести, а также подаренной ему неизвестным нищим иконкой, стал неуязвим.
Что только с ним ни вытворяют враги и обстоятельства! А он все как новенький. «Пуля его не берет», — характеризует Яковлева один из завистников. Так и есть. Например, на очередной дуэли Яковлев получает пулю в плечо, но виду не подает. Делает ответный выстрел наповал. Едет домой в карете. Внезапно падает — пуля все-таки. Врач извлекает пулю из раны и делает шов безо всякого наркоза. Яковлев даже не поморщится. В плену алеутов на фоне диких пейзажей ему выпадали испытания похлеще. Киностудия «Ленфильм» создала не иначе как свой вариант «Выжившего». ДиКаприо в недоумении.
С такими данными можно палить направо и налево, мрачно говоря при этом: «Стрелять не трудно. Убивать — вот наука». Но герой Федорова — не бесчувственный монстр, душа его страдает, он пьет коньяк из горла и валяется практически без чувств. Бурный секс в карете с княжной Марфой раскрывает образ с неожиданной стороны. Оказывается, Яковлев победитель во всем.
Кровь льется рекой; натуралистических сцен в избытке; иначе зрительское кино не состоится. Все это подложено под философскую базу дворянской чести. Как известно, в то время способом разрешения личных конфликтов между дворянами была дуэль. Для прочного усвоения материала красной нитью через весь фильм проходят штампы типа «бросить тень на свое имя», «держите себя достойно», «дворянин обязан стреляться». Табель о рангах превращает мужчин в рабов сословной иерархии. Нет у них других дел, кроме как защищать свою поруганную честь. Чуть что — взрослые пацаны хватаются за пистолеты, держа при этом благородную мину лица. Особым шиком считается спор с фортуной. Риск — благородное дело.
Что там Лермонтов с его «Фаталистом»! Подумаешь, Печорин рисковал всего одним выстрелом, давшим осечку. В «Дуэлянте» это происходит сплошь и рядом. Смотрят друг другу в глаза отважные мужчины, приставляют дуло к подбородку, иногда к виску, ходят по краю, заигрываются со смертью. Дескать, подумаешь, жизнь — честь дороже. Яковлеву проще, у него на груди спрятана иконка, «пуля его не берет». Других — то берет, то не берет. Персонаж Сергея Гармаша корчится в предсмертных конвульсиях. Стойкая княжна Марфа роняет скупую слезу над трупом любимого брата. Льет нескончаемый петербургский дождь. Герои месят уличную грязь и бросают вызов судьбе.
Глафира Одинцова
На фото: кадр из фильма «Дуэлянт»
«Один Дома» смотрел фильм в новосибирском кинотеатре «ПОБЕДА».