11 Апреля 2018

«Дуэль сомелье»: выпьем за любовь

Винная комедия итальянца Николаса Каррераса открыла десятый юбилейный фестиваль нового итальянского кино N.I.C.E. в новосибирском кинотеатре «Победа».

«Дуэль сомелье»: выпьем за любовь

У футболиста – ноги. У фокусника – руки. У вокалиста – голос. У парфюмера – нос. А у сомелье? У сомелье тоже нос, но главное – нёбо. Когда газеты объявили, что у знаменитого сомелье Чарли Артураола «пропало нёбо», это означало крах всей его карьеры.

У них, у этих загадочных и непостижимых сомелье, оказывается, своя мафия, своя тусовка, свои законы. Это замкнутый на себе особый мир, внутри которого бушуют страсти. Их дуэли и чемпионаты – это захватывающие поединки крупногабаритных фигур, напряжение в кадре не уступает спортивным состязаниям. Но если футбольные фанаты безумствуют и в ярости переворачивают автомобили, то винные болеют за своих кумиров тихо, культурно. Сидят затаив дыхание, не сводя глаз с дегустаторов. А те ищут истину в вине. Как артисты на сцене, греют бокал, смотрят жидкость на свет, медленно подносят к лицу, смакуют – и выдают не только название вина, но и потрясающие сведения о составе почвы, месте произрастания и процентном соотношении винограда. И, что самое невероятное, точно называют год производства божественного напитка. Только истинные ценители могут по достоинству оценить искусство сомелье и задать вопрос в тему: «Неужели ты чувствуешь древесину вишни?».

Режиссер Николас Каррерас и есть тот ценитель. В 2010 году он снял фильм «Путь вина» о сомелье Чарли Артуроала, потерявшем вкус. В «Дуэли сомелье» путь героя продолжается, и вкус он находит. После долгих мытарств одержимый Чарли возвращается в профессию. Призвание не отменить, притяжение неодолимо, голос крови сильнее хлеба насущного, и эта витальная энергия пронизывает всю картину. Ее антураж роскошен: белоснежные скатерти, батареи винных бутылок, хрустальная посуда, солнечные брызги, сияние боке. Воздушная камера Агустино Видаля летит над безбрежными виноградными полями, пикирует, снижается – и углубляется в сердцевину процесса. А там истину в вине ищут не просто актеры, а профессионалы винного дела, снимающиеся в фильме под своими собственными именами. Чарли Артураола в жизни является влиятельным американским сомелье. Его главный соперник Лука Гардини обладает титулом «Лучший сомелье мира». Пандора Анвил и на экране, и в реальности – винный брокер и супруга Чарли. Рядом с ними работают опытные виноделы и консультанты.

Поэтому картина получилась достоверной и убедительной и, кроме того, очень динамичной, со всеми признаками роуд-муви. Сюжет переносится из Венеции в Венето, из Майями в Париж, из Сардинии в Пьемонте – и замедляет бег в Нью-Йорке, где происходит главный поворот интриги. А интрига, как выяснилось, – любовная, и это круто меняет дело.

Сначала история в «Дуэли сомелье» развивается как типичная комедия. Забавны уловки и ухищрения главного героя доказать свою профессиональную состоятельность. Веселят ситуации, когда он действует через подставное лицо, подсказывая в микрофон нужные реплики своему протеже, отсылающему к русскому собрату с перевязанной щекой на экзамене в «Приключениях Шурика». Но постепенно накаляется драматизм происходящего, и вот уже нелепый толстяк в плаще и маске, эдакий мистер Икс, выступающий инкогнито под ником «Таинственный граф», становится героем-любовником. Невероятные поступки он совершает ради нее, ради нее идет на свой самый решительный и отчаянный шаг – отказывается и от победы на решающем чемпионате The Duei of Wine, добровольно уступив пальму первенства ненавидящему его Луке Гардини. Она – это не юная красавица, разбившая сердце пожилому господину. Она – жена Чарли Артураолы, давно не молодая и вряд ли красивая, а еще она зачем-то носит сильно открытые платья, подчеркивающие почтенный возраст, но это не наше дело. И тем трогательнее усилия отвергнутого Чарли, пытающегося вернуть любовь всей его жизни.

Тема любовных подвигов, похоже, доминирует на нынешнем фестивале N.I.C.E. Герой комедийной драмы «В битве за любовь» поступает на военную службу только затем, что это единственный способ добраться до отца своей невесты и попросить у него руку и сердце избранницы. А фильм закрытия «Дай себе волю» представит пожилого еврея, тайно влюбленного в свою бывшую жену и решившего кардинально изменить себя. Вообще, меняться необходимо, хотя, с другой стороны, по сути своей человек остается неизменным. И сколько ни работал Чарли самым обычным таксистом, а в душе как был сомелье, так и остался. Жаль, он не воспитал себе преемника, и его профессиональные секреты так и останутся неразгаданными.


Яна Колесинская
Фото: кадр из фильма «Дуэль сомелье»

Комментарии