«Дом Бернарды Альбы»: танец маленьких и больших женщин
Последнюю пьесу Федерико Гарсио Лорки о нелегкой жизни испанских женщин, в новосибирском драматическом театре « Красный факел» поставили в формате танцующей головоломки. Впрочем, эту пьесу часто предпочитают ставить как раз режиссеры-хореографы.
Режиссер-хореограф Сергей Землянский заставил двигаться под музыку абсолютно всех героев известной истории. Даже тех, которым, вероятно, совсем не до танцев. Мир дома Бернарды Альбы свободно перемещается из прошлого в будущее, – герои как бы живут сразу в нескольких временах и пространствах. Сцена то трансформируется в крематорный ад, откуда приходят бывшие живые. То становится похожа на подиум. То обнаруживает сходство с Cirque du Soleil.
Медленно и постепенно паутина взаимоотношений, интриг и взаимных обязательств утягивает всех живущих в этом доме в один тугой кокон. Который резко развернется под конец и покатится клубком по дорожке в абсолютное никуда.
Чтобы не слишком искушенный зритель не запутался в этой «игре в веревочку», в программке предусмотрено довольно подробное либретто с описанием всех перипетий жизни многострадального семейства.
Если кратко: пять женщин мучаются от произвола безжалостной вдовы, которая и сама когда-то стала жертвой устоявшихся правил общества. До чего может довести молодую женщину жажда любви и свободы, если не дать чувствам выход, – об этом, собственно, и сама пьеса, и ее хореографическая версия. Спойлер: дамам придется не сладко, и ничем хорошим эта история для них не закончится.
Если честно, читать Лорку из двадцать первого века немного странно – многое в этом тексте кажется надуманным и бессмысленным. Например, зацикленность местных героинь на банальном замужестве и связанные с этим фрустрации. Впрочем, и сейчас достаточно женщин, которые превращают поиски «принца на белом коне» в смысл жизни и слегка сходят с ума, не достигая желаемого – как говорится, каждому свое.
Известно, что одиночество в толпе – штука самая страшная. Еще страшнее одиночество в семье. Вот именно этот тип одиночества и культивирует госпожа Бернарда. А растет он из ее собственной юношеской травмы: неинтересность самой себе, вечная потребность в одобрении, воровство чужого внимания – вот из чего строится ее жизнь. Дети как губка впитывают модель поведения родителей. И понятно, что история должна, при таком раскладе, так или иначе, повторится в том или ином виде. И закончится все, разумеется, трагедией.
Психоделическая музыка Павла Акимкина буквально вводит зрителя в транс. Как домино, одно событие падает на другое, превращая действие в водопад Виктория. Девушки, словно пауки в банке, пожирают друг друга из-за одной лишь тени возможности обзавестись «женихом».
К слову, мужчина (впрочем, как и женщина) здесь – лишь вспомогательный элемент, ступенька для достижения необходимого статуса и успеха. Элемент, который, кстати говоря, вообще не заинтересован ни в чем, кроме денег и плотских удовольствий. Понятно, что история эта совсем не про любовь. Тут просто не предусмотрено места для любви. Место любви занимает клубок страстей.
Бернарда в исполнении Народной артистки России Галины Алехиной – это усталая, остервенелая женщина, которая вынуждена была когда-то взять на себя роль главы семейства. Юношеские надежды на счастье растаяли, дорожка из домино распалась. Преданная всеми своими родными по очереди, нелюбимая, она всего лишь пытается оградить своих детей от опасностей мира. Но по законам подлости, все ее усилия напрасны и в итоге оборачиваются против нее самой: болезнь прогрессирует, без доступа кислорода и света жить, конечно, можно. Но не долго. И счастливой эту жизнь тоже не назовешь.
Персонажи Лорки на сцене страдают, рождаются, умирают – без слов, которые выглядят в этом стройном музыкальном действии лишними. Но может это и хорошо: бессловесная версия вполне может спровоцировать зрителя открыть, например, одноименную книгу.
Светлана Фролова
Фото: Фрола Подлесного, предоставлены пресс-службой новосибирского драматического театра «Красный факел»