14 Октября 2016

«Челночницы»: про хозяек России

За две недели на канале «Россия» нам показали, во что мы  все превратились и почему.

«Челночницы»: про хозяек России

Учительница литературы становится торгашкой, а летчик – грузчиком: такие метаморфозы случились с жителями нашей страны совсем недавно, в девяностые.

Режиссер Юлия Краснова («Склифосовский») и сценарист Зоя Дзюбло («Ликвидация», «Палач») рассказали историю о том, во что превращается жизнь женщины и мужчины в смутные времена. В девяностые, как известно, каждый выживал, как мог – кому-то пришлось радикально сменить род занятий. А кому-то и вовсе освоить доселе неизвестную народу профессию - стать челноком.

Надо сказать, что профессия эта была не только сложной и физически трудной, но еще и позорной: бывший советский человек не уважал «торгашей». А уж таскать тюки через границу и потом трясти тряпками на базаре – о таком способе заработка не мечтал практически никто из тех, кто и сейчас считаются интеллигенцией: актеры, учителя, военные, врачи. Однако девяностые годы все перевернули с ног на голову. И вместе со страной, которая мгновенно развалилась как карточный домик, стали сыпаться заводы, закрываться научные учреждения. Кризис косил все доселе устоявшееся, заставлял действовать иначе. Выйти из зоны комфорта. Но почему-то выход из этой самой зоны превратил в одну большую зону для сталкеров всю страну. А на этой почве – стали распадаться семьи. И вообще - личность.

«Челночницы» – это остроумный рассказ о том, что все в мире взаимосвязано. И трудности, через которые проходят люди, любо людей сближают, либо – навсегда отдаляют друг от друга. Даже казалось бы, давно уже родных людей. На примере историй шести женщин и их семей, показана трагедия целой страны. Они проходят испытание через измены, безденежье, бандитские разборки, потерю родных, алкоголизм, зависть и помутнение рассудка.

Проходят испытание и … не выдерживают его. Потому что так и не научились правильно выбирать… в том числе, мужчин. Потому что деньги имеют свойство притуплять чувства, снижать понимание себя. Иссушать душу. Выключать сердце. В этом смысле наиболее показательно выглядит роль Ирины Розановой: ее «хозяйка барахолки» проходит все стадии эволюции дамы у прилавка практически в полном одиночестве. Пожалуй, это самая серьезная и сильная актерская работа в «Челночницах».

Прочие женщины делают выбор своего будущего прицельно, расчетливо. Не сразу. Каждая из них выбирает из двух, а то и трех претендентов на роль мужа. Посмотрим на тех, кого дамы по сюжету отвергли.

Петр (Владимир Епифанцев). Петр воистину святой: дважды вытаскивает из-под колес мироздания непутевого супруга (Михаил Родионов) Оли, отдает все до последней копейки, трижды спасает саму Олю (Мария Порошина) от судьбы, от которой вроде и не убежишь. Причем, ничего не требуя взамен. Но тщетно – суровая и толстая (тогда так было модно) челночница никак не может полюбить несчастного Петю. Потому как она навеки отдана в обслуживание своему глупому и развратному мужу. И вообще господь Бог против, о чем неоднократно заявлял. Петя страдает 16 серий подряд. В конце последней, окончательно нахмурившись, беззлобно покидает несостоявшуюся литераторшу и сваливает в Сибирь, к медведям.

Гоша (Макар Запорожский). Гоша, который с детства выскребает свою пассию из проблем, которые она же сама себе и сочиняет. Гоша, который все рассчитал. Который вообще-то гений. И за которым должно быть будущее России. Вот этот самый Гоша, благодаря Алисе (Зоряна Марченко), соберет свои мозги в кулачок и сбежит к чертям собачьим из России. И все почему? А потому что Алиса не вполне разобралась еще со своим либидо.

Андрей (Олег Макаров). Деловой, порядочный, взрослый мужик, с руками и головой. Верный и состоятельный. Чего еще надо не менее деловой Свете (Елена Панова) для конструктивной жизни? Но нет, Свете не нужна любовь, ей нужны бесконечные дети вокруг себя. Не важно чьи – свои, чужие, великовозрастные. Главное, чтобы они все от нее зависели. В этом – главное счастье Светы.

Иван Сергеевич (Юрий Цурило). Последний представитель породы людей-скал, он всего-то и хотел, чтобы хотя бы в конце его жизни появилась Элла (Светлана Иванова), которую можно любить. Но, слава богу, вовремя умер.

Получается, что мальчикам повезло. Повезло, что они не связали свою судьбу с этими странными, обеспокоенными тряпками и «погодой в доме» дамами, место которым – у прилавка. Даже если он больше похож на подиум.

И если закрыть глаза на то, что кровь – клюквенная, а тряпки пошиты уже в двадцать первом веке, на специфическую сериальную декламацию и прочие раздражающие детали (мы-то с вами знаем, почему раздражаемся, на самом-то деле, правда же?) получится весьма актуальное высказывание – в том числе о сегодняшнем дне. О том самом дне, на которое мы все, благополучно, опустились. О магазине, в который из барахолки превратилась вся страна.

И на стене этого магазина все также ухмыляется портрет Ельцина.




Светлана Фролова

На фото: кадр из трейлера к сериалу «Челночницы».

Комментарии