Американский психопат: во что ты веришь?
Все еще думаете, что «Тангейзер» — это рискованно и радикально, а Шнур — знамя современной культуры? Да вы просто ничего не знаете об американских психопатах.

5 июня на Бродвее случится эпохальное событие — закрывается мюзикл «Американский психопат» – произведение, основанное на одноименном романе Брэта Истона Эллиса. Самом скандальном и самом противоречивом романе современности.
Закрывается после 81 представления, состоявшегося при полных залах, битком набитых фанатами оригинального романа. Или просто людьми, которые обожают секс и кровь? Как говорится, одно другому не мешает. Где тут правда, у того же Шнура хорошо бы спросить.
Психопат с Бродвея
Мюзикл, мягко говоря, совсем нетрадиционный для Бродвея. Ну, где вы видели мюзикл, в котором чаще говорят матом, чем поют? Нет не так. Где вы видели мюзикл, в котором красивые, богатые, ухоженные люди из высшего общества, облаченные в Armani и Gucci, чаще говорят матом, чем поют? Где первая половина спектакля превращена в одну сплошную оргию, а вторая — в кровавое месиво? А вот этот мюзикл. Вы только посмотрите.
Бен Уокер, тот самый мужик с топором из фильма Бекмамбетова про президента Линкольна, отлично вписался в образ. Даже топор менять не пришлось. Разве что нацепить кроваво-красные наушники. И, конечно, ЗАПЕТЬ.
«Доктор Кто» тоже психопат
А между тем, премьера первой редакции данного мюзикла состоялась на подмостках лондонского Almeida Thatre в 2013 году. Песни к проекту написал знаменитый Дункан Шейк, автором сценария выступил человек-комикс Роберто Агирре-Саказа.
Но главное, Патрика Бэйтмана сыграл Мэтт Смит. Это который «Доктор Кто». Был это самый внезапный и самый быстро скончавшийся мюзикл в мире — его показывали чуть больше полутора месяцев — с 12 декабря по 1 февраля. После чего постановка была благополучно закрыта. И осталось бы от нее только пиратская запись поющего «доктора», но судьба распорядилась иначе. Психопата захотел Бродвей.
Кто вы, мистер Психопат?
Каждый пишет, как он дышит. Чего такого надышался скандалист и врун Брэт Истон Эллис, чтобы его романы продолжали вызывать у зрителя странную смесь отвращения, недоверия и восторга — несмотря на годы, социальные условия и гендерные особенности читателя, одному Богу известно.
А еще Богу, наверное, известно, почему образ Бэйтмана заставляет разделиться критиков на две, практически равные группы — одна из которых пытается сделать вид, что нет такого художественного явления в природе. А другая — называет его главной книгой конца двадцатого века.
Скорее всего, дело в герое. Бэйтман, по сути, является персонификацией того самого, к чему с младых ногтей стремится каждый уважающий себя капиталист. Бэйтман – это персонификация успеха. Идеальный — от кубиков на прессе, до визитной карточки, — он достает свой топор и не оставляет камня на камне от идеалов современного общества.
Вы думаете, нельзя быть успешным и одиноким одновременно? Конечно можно. Нельзя одновременно бороться за права женщин и нищих, и рубить их в капусту темными вечерами? Да запросто. Нельзя быть утонченным эстетом, музыкальным критиком и есть при этом на ужин человечески мозги? Легко.
И не так уж важно, убиваете ли вы на самом деле, или только представляете себе это в моменты, когда, наряженные в Armani и Gucci, выходите на очередной светский прием. Важно, что эту часть личности придется рано или поздно признать. Вопрос только в том, когда это случится с вами.
И еще это вопрос веры. Вопрос в том, во что ты веришь. «Настоящая вера» (New Order – True Faith) — ключевой трек из списка плейлиста Бэйтмана. А еще в одном из интервью Брэт Истон Эллис признался, что писал Бэйтмана с … самого себя. И хоть Кристиан Бейл больше похож на Бэтмена чем на Бэйтмана, он с этой ролью тоже вполне справился.
В общем, приятно познакомиться. И приятного просмотра.
Светлана Фролова
На фото: кадр из фильма «Американский психопат» 2000 года