6 Мая 2016

Алиса попала на войну

Что будет, если героиню Кэролла породнить с блокадницей Таней Савичевой, рассказала актриса театра «Глобус» Светлана Галкина.

Алиса попала на войну

К празднику Великой победы новосибирская филармония показала программу «Алиса в стране чудес» – музыкально-литературную композицию, объединившую дневники детей блокады и сказку Льюиса Кэррола. Первая реакция на такой симбиоз – что может объединять столь разные вещи? Не есть ли это искусственность замысла, литературность, эксперимент?Черный юмор: чудовищные «чудеса» в той стране, которая Алисе и не снилась.

Автор сценария Александр Синицын нашел в этих никогда не пересекавшихся текстах общую тему, а дирижер филармонического камерного оркестра Алим Шахмаметьев пояснил:

–1418 дней – эта цифра известна всем нам. Столько длилась Великая отечественная война. 900 – эта цифра известна каждому ленинградцу. Столько дней и ночей длилась блокада. Таня Савичева умерла в блокаду. Галя Зимницкая прожила до 68 лет. Мы не ставили задачу рассказать о хронологии пережитого ими, скорее, это художественный образ Алисы, которая оказалась там, к чему психика ребенка совершенно не была готова.

Алим Шахмаметьев живет в Петербурге, там и была сделана три года назад эта программа. Молодые композиторы Антон Танонов, Светлана Нестерова, Екатерина Иванова и Николай Мажара специально написали к ней музыку, включив в композицию военные произведения Шостаковича и Рахманинова. Текст читала Светлана Крючкова. В Новосибирске эту роль исполняет актриса театра «Глобус» Светлана Галкина.



Удивительно, как она переплавляет интонацию Алисы в уста юных блокадниц. Тут и понимаешь весь абсурд жизни, не только военной, а как таковой. Чеширский кот оказывается съеден, и только его голова валяется за печкой. Еще не осознавшая весь ужас происходящего девочка восторженно рассказывает, как наравне со взрослыми работала на заводе. Как красиво взрывались зенитки. А потом: умерла Женя. Умерла мама. Осталась одна Таня.

Нарядное белое платьице в синий цветочек. Так, наверное, была одета Алиса во время своего путешествия. И вот поверх него накинут черный пиджак. Звучит музыка ленинградца Шостаковича. Слезы блокадной девочки застывают в глазах, которые больше не плачут. Ведь легче все равно не станет. Но звонкий девчачий голос объявляет: «Блокаду прорвали!». И теперь мы здесь.


Яна Колесинская

Фото: Яна Колесинская

Комментарии