Академики публично обнажились
Прекрасные тела, возвышенные души, тайные мысли поселились на трех этажах Новосибирского художественного музея, покорили воображение и взорвали мозг.
Все, кто был на выставке «Российская академия художеств в Новосибирске», не сговариваюсь отмечают, что это грандиозно. Можно не понимать нефигуративную живопись или абстрактную скульптуру, но каждый сможет найти что-то для души в разнообразной коллекции произведений, занявшей три этажа Новосибирского художественного музея. Дня не хватит, чтобы ознакомиться со всем этим подробно и вдумчиво, но время есть – выставка работает до 31 июля.
Экспозицию открывает императрица Екатерина II — в шлеме, при мече и с голой грудью. И сразу стало ясно, кто в доме хозяин — скульптор Леонид Баранов, который ваяет выдающихся личностей еще с советских времен.
Собравшись здесь, одухотворенные персоны напрямую контактируют со зрителем. Подобно строгим музейным смотрителям, гипсовые и бронзовые господа ревниво следят за атмосферой залов, переглядываясь с персонажами на полотнах.
Эта часть экспозиции включает работы 37 мастеров России под названием «Своевременное искусство» — наконец-то найдена альтернатива понятию «современное». Коллекция уже побывала Москве, Казани, Кирове, Нижнем Новгороде, Ижевске, Перми, Нижнем Тагиле.
Достойно представлены и сибирские художники, члены-корреспонденты РАХ. Их имена давно раскручены, а полотна узнаваемы. Так, председатель местного союза художников Вадим Иванкин размышляет о времени и людях через фигуры ангелов, мерцающих в залитом светом пространстве.
Гиперреализм Михаила Омбыш-Кузнецова погружает в суровые трудовые будни дня сегодняшнего. Мускулистые девушки в черных очках на полотне «День бега» счастливы тем, что знают, куда и зачем им торопиться.
Владимир Фатеев показал яркие, сочные, полные жизни времена года.
Евгений Заремба представил реки во всевозможных изгибах, ритмах и настроениях.
А у Виктора Лагуны в маленьком угловом зальчике притаились дивные пейзажи, особенно написанный темперой на древесноволокнистой плите «Голубой пейзаж», хотя на самом деле он сиреневый.
С ним перекликается «День сирени» Георгия Кичигина, хотя расцвел совсем на другом этаже.
Его серия «Непредсказуемое прошлое» возвращает нас в старую советскую деревню, суровую и забавную одновременно.
А самым суровым показался Константин Худяков. Его Николай Угодник изможден мольбами страждущих и сам готов взмолиться, чтобы его оставили в покое.
В общем, масштабный проект он и есть масштабный проект. Как заметил министр культуры области Игорь Решетников, впервые нашли понимание и объединили свои силы музей, новосибирский союз художников и Москва. Пользуйтесь случаем, вбирайте лучшее, что наработано за последние годы. А то, как говорят в кулуарах, больше такого может и не быть. Кризис свое берет.
Осталось добавить, что выставка «Российская академия художеств в Новосибирске» открыла программу торжественных мероприятий, посвященных 30-летию основания Регионального отделения академии художеств «Урал, Сибирь и Дальний Восток».
Яна Колесинская
Фото: © Яна Колесинская